Сознание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 07:18, доклад

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Работа содержит 1 файл

Сознание человека.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Сознание  – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и к самому себе, который  представляет собой единство психических  процессов, активно участвующих  в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

     Сознание  состоит из чувственных образов  предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Сознание  человека – это сформированная в  процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме  словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать  обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и  понятий.

В структуру  сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные  процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется  совокупность знаний об окружающем  мире.

2. Различение  субъекта и объекта (противопоставление  себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения  человеку к себе и окружающему  миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание  формирует новые образы и понятия,  которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование  временной картины мира (память  хранит образы прошлого, воображение  формирует модели будущего).

6. Формирование  целей деятельности (исходя из  потребностей человека, сознание  формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции  сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

 

Помимо  изложенной выше, можно рассмотреть  и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

 Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)

 

Можно выделить различные формы общественного  сознания, главные из которых показаны на Рис.18.3.

С точки  зрения материалистической науки, между  сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4).

Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся – четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания – самосознание.

  В  государственном образовательном  стандарте наряду с функциями  сознания в качестве дидактической  единицы дается такое понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии – науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются на весьма теоретические  работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками».  В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного  пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».

                               Энергия               Информация

                                             Субстрат

                               Время                  Пространство

 

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает  психику, создавая свою конструкцию: 

 

                                   Воля                   Мышление

                                              Сознание

                                   Аффект              Перцепция 

 

Согласно  взглядам А.В. Ганзена,

сознание + внимание + память - функция интеграции;

перцепция + ощущение + восприятие - функция реактивного отражения;

мышление + представление + речь - функция активного  отражения;

аффект + эмоция + чувство - функция реактивного  регулирования;

воля + мотив + действие - функция активного  регулирования

Так как  автор данного пособия (ЮВЩ) не считает подход Ганзена единственно верным, то предлагает более понятные  и приближенные к практике «эмпирические» характеристики",необходимые по  Госстандарту (Рис. 18.6)

Информация о работе Сознание человека