Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 01:43, реферат
Правильное понимание сущности сознания возможно только с позиций диалектико-материалистической методологии. Сознание — это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью. Говоря другими словами, в течение жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но и человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться и т. д.
Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психологического равновесия.
Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.
Уровень и характер активации человека зависит от ряда взаимосвязанных факторов. Уровень активации в основном определяется соответствующими естественными циклами бодрствования и сна, но он, безусловно, может видоизменяться и при медитации или под воздействием лекарственных веществ. Восприятие всего окружающего — это результат истолкования сигналов, улавливаемых нашими рецепторами — глазами, ушами, носом и ртом, настроенными на внешний мир. Чувствительны также мы и к сигналим из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Следует отметить, что поиск и выбор сигналов будет зависеть от другого источника активации, которой постоянно направляет и поддерживает эти процессы. Это уровень конкретных врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов — эмоций и чувств. Активация всего частично включает предварительную обработку информации, позволяющую расшифровывать сигналы из внешнего и внутреннего мира.
Как отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, крепкий сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой — состояние бодрствования, или активное состояние. Бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности*.
* Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Пер. с фр. М., 1992, с. 135—137.
Осознание внешнего мира и одновременно нашего внутреннего мира меняется на протяжении всего дня. Восприятие событий в большой степени зависит от нашего состояния, от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Поэтому обработка информации меняется подчас очень существенно в зависимости как от уровня бодрствования, так и от готовности к восприятию сигналов.
Отметим, что в среднем наш человеческий организм функционирует так: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Проведенные экспериментальные опыты ученых показали неожиданные результаты относительно биоритмов сна и бодрствования человеческого организма. Оказалось, что суточное время циркадных ритмов соответствует не 24 часам, а 36. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. В настоящее время точно установлено, что сон — это не просто восстановительный период для организма, а то, что это вовсе не однородное состояние. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа — парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна.
Отметим, что медленноволновый сон составляет около 80% общего сна. Ученые смогли выделить четыре стадии, в течение которых мозговая активность проявляется в форме все более и более медленных волн, вплоть до четвертой стадии, соответствующей глубокому сну. После того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения голубого сна тело расслабляется и организм в максимальной степени восстанавливает физические силы. Следует сказать, что некоторая реактивность сохраняется и во время сна: в частности, многие люди способны просыпаться в намеченный час или при произнесении их имени.
Вторая стадия сна — сон с быстрыми движениями глаз, называемый «парадоксальным» сном из-за наблюдаемого, казалось бы, несоответствия между состоянием тела и активностью мозга. Во время протекания этой стадии разбудить спящего очень трудно, но если все же это удастся, то богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с тем, что бывает во время медленноволнового сна. Поскольку сновидения тесно связаны с парадоксальным сном, отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, можно сделать вывод, что их продолжительность, вероятно, сравнима с продолжительностью периодов такого сна, то есть составляет примерно 20% общего времени сна*. Уже давно установлено, что если глубокий сон необходим организму, то нужен ему и парадоксальный сон.
* Гоафруа Ж. Что такое психология- Т.1. ,с. 141.
Теперь кратко остановился на феномене медитации. Это особое состояние сознания, вызываемое по желанию субъекта. Установлено, что все виды медитации преследуют одну цель — сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, чтобы мозг ритмически реагировал на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. Существует несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях, можно использовать ритмические танцы или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность. Отдельные люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода.
Практика показывает, что существует множество различных нарушений сна. Касаются они, безусловно, как засыпания, так и стадии глубокого или парадоксального сна. Так, в частности, кошмары — это мучительные сновидения во время парадоксального сна. Благодаря своей эмоциональной окраске они запоминаются гораздо лучше, чем другие сновидения, и поэтому субъект при пробуждении рассказывает о них чаще. Учитывая связь, которая существует между кошмарами и проблемами, с которыми мы сталкиваемся наяву, необходимо чаще рассказывать об этих эпизодах, чтобы понять, а иногда и разрешить трудности, приводящие к таким сновидениям.
Обычно
ночные ужасы появляются во время
медленноволнового сна и
Известно, что у отдельных людей может наблюдаться в период медленноволнового сна явление сомнамбулизма. Такие лица встают не просыпаясь с постели и разгуливают по спальне или дому. В большинстве случаев на всем протяжении этой «прогулки», которая иногда может длиться часами, субъект способен отвечать на вопросы, которые ему задают. Тем не менее по пробуждении у него не остается никаких воспоминаний о его ночном приключении. Даже если он и помнит что-нибудь, то это обычно не имеет никакого отношения к тому, что могло бы с ним произойти, например, во время его экскурсии.
Следует нам остановиться и на проблемах нарколепсии и каталепсии. Нарколепсия — это особое расстройство сна, которым страдает один человек из тысячи. Для этого расстройства характерно то, что субъект в период бодрствования может внезапно заснуть где угодно и когда угодно. Это может случиться как во время важного разговора, так и в момент сексуального контакта. Сон длится обычно минут пятнадцать—двадцать, и в этот период человек может продолжать какие-то действия, как лунатик. После пробуждения у него не сохраняется никаких воспоминаний о том, что он в то время делал.
Нам следует остановиться и на таком явлении, как бессонница. Большинство людей могут сами решить, в какое время они заснут. Но в реальной жизни это не так примерно у каждого десятого — у тех, кто страдает бессонницей, которая тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у людей, обеспокоенных реальными или воображаемыми проблемами, связанными со здоровьем или повседневными неприятностями, которые в конце концов начинают занимать всю их жизнь, захватывая достаточно часто и время сна. Что нужно такому человеку для того, чтобы заснуть, — это, конечно, не сопротивляться, а просто отдаться сну. Но у человека, страдающего бессонницей происходит как раз обратное. Страх перед тем, что он не сможет заснуть, повышает напряжение организма, а это поддерживает и усиливает боязнь бессонницы.
*Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975, с. 176.
Как вывод можно сказать, что сознание отпускается в свободный полёт по информационному пространству, а его содержание начинает напоминать шизофренический бред. В ситуации ожидания случайной информации сознание отвыкает трудиться над сознанием личности. Перестаёт быть направленным на восприятие внутренних переживаний человека. Оно больше не «всматривается» в бездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешения открытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится «прозрачность души».
Конечно, нужно учитывать, что такое понимание сознания отражает только тенденции в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид приобщается к этой тенденции по-своему, в разной степени. Люди потенциально (т. е. в возможности) являются свободными участниками своего духовного становления и созревания, что предполагает самостоятельную работу ума и души каждого. Но работа эта очень трудная, а потому не все её выдерживают и на неё соглашаются. Тогда сознание начинает «работать» по облегчённому варианту: оно или подчиняется власти бессознательных сил, не пытаясь их прояснить, или направляет своё внимание вовне, не задерживаясь внутри личного духовного опыта с его сомнениями и противоречиями.
Как бы не понималось сознание - то ли как знание, то ли как явление морального порядка - в обоих случаях речь идёт о том, что не мир дан сознанию, а сознание «задаёт» структуру мира, конституирует его. Или сознание участно в бытии. В нём всегда уже есть некие состояния, которые делают возможным как познание и знание, так и морально-нравственные переживания; эти состояния сознания неустранимы из содержания знания о мире и нравственного переживания по поводу этого мира. Но они есть для нас тайна.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. ФИЛОСОФИЯ: Учебник для ВУЗов - М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.
2.
Горбачев В.Г. Основы
3.
Гуревич П.С. Основы философии:
4. . Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - 576 с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Пер. с фр. М., 1992
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
7. Рубинштейн C.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
8. Чуфаровский Ю.В- Юридическая психология – Москва 1985.
Информация о работе Сознание человека и его общественная природа