Современные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием. Сознание – способность человека познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную и в соответствии с этим поступать и действовать разумно

Содержание

1. Общее представление о личности
2. Современные теории личности:
а) Теория черт
б) Интеракционистская теория
в) Фрейдизм, психоанализ
г) Бихевиоризм
д) Когнитивные теории личности
е) Гуманистические теории личности
ж) Трансперсональная психология
з) Культурно – историческая теория
А.С.Выготского
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

Контролка по ПСИХОЛОГИИ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

1. Общее представление о личности

2. Современные теории личности:

  а) Теория черт

  б) Интеракционистская теория

  в) Фрейдизм, психоанализ

  г) Бихевиоризм

  д) Когнитивные теории личности

  е) Гуманистические теории личности

  ж) Трансперсональная психология

   з) Культурно – историческая теория

        А.С.Выготского

3. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Общее представление о личности

       В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости.

      Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием. Сознание – способность человека познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. [10, 39]

       Как биологическое существо человек характеризуется особой телесной  организацией:  высокоразвитым мозгом,  прямохождением,  наличием приспособленных к труду рук.

       Человек – это  существо  общественное.  Общественная  жизнь,  общественные  отношения,  общественный труд  изменили  природную  организацию  предка  человека,  подчинив  себе  его  биологическую,  телесную  организацию.

       Индивид – существо,  принадлежащее к человеческому роду.  Это понятие часто используется  как синоним понятия «человек». [10, 40]

       Личность  чаще  всего  определяют  как человека  в  совокупности  его  социальных,  приобретенных  качеств.  Это  значит,  что  к  числу  личностных  не относятся  такие   особенности человека,  которые  генотипически  или  физиологически  обусловлены,  никак  не зависят  от  жизни  в  обществе.  В понятие  «личность»  обычно  включают  такие  свойства,  которые  являются  более  или  менее  устойчивыми  и  свидетельствуют  об  индивидуальности  человека,  определяя  его  значимые  для  людей поступки.

       Личность – социальное  существо,  включенное  в  общественные  отношения,  являющиеся  деятелем  общественного развития  и  выполняющее  определенную  общественную  роль.  Личностью  человек  может  стать  только в  социальной  среде.  Если  рассматривать личность  как результат   развития,  то  следует подчеркнуть,  что только  на определенном  уровне  психического  развития  человек  становится  личностью.

      Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их представлениями. Способности понимают как индивидуально устойчивые свои свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

       Таким  образом,  личность – это  иерархическая  структура  собственных  взглядов  и  отношений  к  внешнему  миру,  а  также  собственных  требований  к  самому  себе,  оценок  и  самооценок  в  их  стабильных  свойствах  и  динамических  взаимоотношениях,  делающих  ее  относительно  устойчивой  и  независимой  от  воздействий  среды,  чуждых собственным  моральным  нормам  и  убеждениям. [10, 40]

       Личность  характеризуется  большим  числом  параметров,  среди  которых  наиболее  важна  ее позиция,  т. е.  система отношений.  Наиболее  существенными являются  отношения  личности  к  обществу  и  людям,  к  материальным  условиям  жизни,  к  себе, к  собственным  обязанностям,  к  общественным  обязанностям,  к  трудовым  обязанностям.  Эти  и  некоторые  другие  отношения  характеризуют, прежде  всего,  нравственный  облик  личности,  ее  социальные  установки.

       Еще  одна  характерная  сторона  личности – ее  индивидуальность,  неповторимое  сочетание психологических особенностей  личности.  Сюда  относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. 

     

   

       2. Современные теории личности  

       В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй  половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

       Если подходить к определению  современных теорий личности, то  существует, по меньшей мере, 48 их  вариантов, и каждый из них  может быть в свою очередь  оценен по пяти параметрам, заданным  на схеме в виде оснований  для классификации.

     

       К типу психодинамических относятся теории описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

 B  = F (P,E),

где В  – поведение; F – знак функциональной зависимости; Р – внутренние субъективно – психологические свойства личности; Е – социальное окружение, то психодинамические теории  в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: 

       В = F (Р).

     

      Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: 

       В = F (Е).

    

       Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула: 

        В = F (Р, Е). 

        Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным, относятся теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

      

       К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых – преобразование,изменение в развитии личности, т.е. ее динамика. 

      а) Теория черт

       Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно – динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

       Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

       Теория черт имеет довольно серьезные недостатки.

       Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнение по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

       Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

       Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности – это научение условно – рефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

       Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий. 

        б) Интеракционистская  теория      

       Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

  1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и    независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
  2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
  3. Ожидание – оценка вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
  4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
  5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой – либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

      

      в) Фрейдизм, психоанализ

Информация о работе Современные теории личности