Современные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их представлениями.

Содержание

1. Общее представление о личности
2. Современные теории личности:
а) Теория черт
б) Интеракционистская теория
в) Фрейдизм, психоанализ
г) Бихевиоризм
д) Когнитивные теории личности
е) Гуманистические теории личности
ж) Трансперсональная психология
з) Культурно – историческая теория
А.С.Выготского
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

Контролка по ПСИХОЛОГИИ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

       Учение австрийского врача – психиатра З.Фрейда (1856 – 1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.            

       В структуре личности З.Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или «ИД» (оно); сознание, или эго (я); супер–эго (сверх–я). Ведущую роль в психике играет ИД.

       Оно – бессознательная часть психики, врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Оно подчиняется принципу удовольствия. Достижение удовольствия есть первый принцип поведения, т.е. главная цель жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз, тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

       Я – это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействуют три силы: Оно, Сверх – Я и общество. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

       Сверх – Я является носителем моральных стандартов, совестью личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно, но в противовес сверх – Я, то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Сверх – Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в формах деятельности, которые одобряются обществом (творчество, искусство, общественная деятельность), или проявляется в поведении (сны, описи, обмолвки, шутки, особенности забывания).

      Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается как сексуальное биологическое существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим его подавлять сексуальные влечения. Таким образом, человек у Фрейда – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное.

       Заслуга Фрейда состоит в том,  что он привлек внимание ученых  к серьезному изучению бессознательного  в психике, впервые выделил  и стал изучать внутренние  конфликты личности человека.

    

      г) Бихевиоризм

       Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878–1958) так сформулировал кредо нового направления: «Предметом психологии является поведение».

       Анализ поведения при этом должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Мысли, сознание человека не подлежат изучению – их нельзя измерить, зарегистрировать. Поэтому задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказать вероятную реакцию.

       С позиции бихевиоризма, личность есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая формула бихевиоризма – «стимул – реакция» (S – R).

       Бихевиористы трактуют человека  прежде всего как реагирующее,  действующее, обучающееся существо, запрограммированное те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на требуемое поведение.

       Основной недостаток этого направления – слишком упрощенное представление о человеке.

      

       д) Когнитивные теории личности

       Когнитивные теории личности делают акцент на способностях человека понимать, анализировать, поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить, использовать и в соответствии с которой следует действовать.

      Поступок человека включает три компонента:

1) само  действие;

2) мысли; 

3) чувства,  испытываемые при выполнении  определенного действия.

      Внешне похожие поступки могут быть разными, так как при этом мысли и чувства различались. Оказавшись в реальной ситуации, человек часто не имеет возможности всесторонне проанализировать обстоятельства (мало времени, нехватка знаний), но все же он делает выбор и совершает поступок. (На этом бихевиористы заканчивают анализ поведения.) Однако когнитивно и эмоционально поступок еще не завершен, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

        Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений для человека, можно добиться кардинального изменения его поведения. При этом важно помнить, что субъективная интерпретация ситуации есть более значимый фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций.  

       е) Гуманистические теории личности

       Предметом исследования гуманистической  психологии является здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины «самоактуализации». Таких личностей не более 1 – 4% от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития, соответствующей определенным потребностям человека.

       Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследований мотивации в США, разработал так называемою иерархию потребностей. Она включает следующие ступени:

  1. физиологические потребности (управляются органами тела) -потребности в дыхании, пище, продолжении рода, самозащите;
  2. потребность в надежности – стремление к материальной

        надежности, здоровью, обеспеченности в старости и т.п.; 

    3) социальные потребности – в общении, контакт с другими    

         людьми;

    4) потребность в уважении, осознании собственного

         достоинства;

    5)  потребность в развитии личности, в самореализации,

           самоактуализации, в осмыслении своего предназначения.

Кроме того, Маслоу выделил и описал принципы мотивации человека:

    • мотивы имеют иерархическую структуру;
    • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
    • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Как только низшие потребности удовлетворяются, они утрачивают свою мотивирующую силу;
    • более высокие потребности повышают готовность к большей активности.

       Гуманистический подход дальше всех других отошел от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

       Главный недостаток гуманистического подхода состоит в том, что субъективность оценок затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле (между «реальным  Я» и «идеальным Я»). Например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи во благо человечества, не сознавая при этом, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист. 

     ж) Трансперсональная психология

       В основе трансперсональной психологии  лежит предложение о существовании  коллективного бессознательного, общего для всего человечества.

       Первым представителем трансперсональной  ориентации в психологии считается Карл Юнг. Он рассматривал сознательное и бессознательное как дополняющие друг друга составляющие, между которыми происходит постоянный обмен энергией. Юнг считал, что бессознательное имеет творческое начало, что оно связывает индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Юнг также пришел к вывода, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы.

         В структуре личности Юнг выделил три компонента:

    1. сознание (Эго, Я);
    2. индивидуальное бессознательное (Ид, Оно);
    3. коллективное бессознательное, состоящее из психических первообразов, или «архетипов».

        Коллективное бессознательное идентично у всех людей и потому является  всеобщим основанием душевной жизни каждого человека. Юнг рассматривает коллективное бессознательное как результат предшествующего филогенетического опыта, как априорные формы психики, как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенный в ту или иную эпоху мифологемы, отражающие «дух времени».

      Почти во всех трансперсональных теориях выделены следующие главные уровни сознания:

  1. физический уровень неживой материи, энергии;
  2. биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии;
  3. психологический уровень ума, Эго, логики;
  4. тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений;
  5. причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией;
  6. абсолютное сознание.

       Каждый из нижележащих уровней имеет более ограниченный и контролируемый круг сознания, чем вышерасположенный. Элементы низших уровней не в состоянии воспринимать высшие уровни и не знаю об их существовании, хотя те их пронизывают. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров (уровней), поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования. Телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего, проникновение в далекое прошлое проявляются у некоторых людей, и вопрос уже не в том, возможны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий происходить им в любое время.

       Важный   вклад    в    развитие    трансперсональной   психологии   внесли        

Р.Ассаджиоли, С.Грофф, К.Уилбер, Л.Р.Хаббард, Ч.К.Тойч.

                                                                                                                                                                                                         

       з) Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

          и психологические теории деятельности

       Психологические воззрения Л.С.Выготского развивались на закате серебряного века, или Ренессанса российской культуры.

       Теория Л.С.Выготского называется  культурно – исторической. Ключевой  характеристикой сознания является  его опосредованность культурой.  Л.С.Выготский исследует внутренние механизмы, или психологические инструменты культурного опосредования сознания и показывает, что таким инструментом являются знаки, точнее, системы культурных знаков. В процессе общения ребенка со взрослыми происходит усвоение систем культурных знаков. Они опосредуют «низшие», непроизвольные психические функции внимания, памяти, мышления, эмоции и тем самым обеспечивают интериоризацию, или формирование новых качественных образований в сознании ребенка.

       Проблема знаков обсуждалась в литературе до Л.С.Выготского и после него. Его заслуга заключается в том, что он эмпирически, на большом фактическом материале прослеживает роль знака и слова в психологическом развитии ребенка и обосновывает положение о «знаковой организации» или знаковой функции сознания и всех психических процессов.

      Л.С.Выготский затем пришел к изучению «внутренней стороны» знака, т.е. его значений, и исследовал этапы развития значений у ребенка. Таким образом, благодаря знаковой организации сознания формируется его семантика, система значений и смыслов Автор развивает учение о системном и смысловом строении сознания, подчеркивает его целостность. Л.С.Выготский мечтал и прогнозировал развитие «вершинной» психологической функции сознания – значительный шаг в этом направлении и фундаментальный вклад в разработку теоретических основ гуманитарной психологии.  

         Другой круг проблем в исследованиях Л.С.Выготского – это психология развития ребенка. Он много занимался изучением мышления, речи, прочих психических процессов, рассматривал общий ход психического развития ребенка и обосновал положение о социальной ситуации развития, о новообразованиях, характеризующих этапы возрастного развития, о зоне ближайшего развития ребенка, опережающем характере обучения и пр. Эти положения определили ведущие направления исследований в области возрастной и педагогической психологии, которые были продолжены учениками.

Информация о работе Современные теории личности