Современные методы изучения мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Методы исследования головного мозга человека постоянно совершенствуются. Так, современные методы томографии позволяют увидеть строение головного мозга человека, не повреждая его. Принцип одного из таких исследований – метод магнитно резонансной томографии. Головной мозг облучают электромагнитным полем, применяя для этого специальный магнит. Под действием магнитного поля диполи жидкостей мозга (например, молекулы воды) принимают его направление.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа - копия.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Теории  восприятия

     Американский  ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного восприятия, согласно которой нам кроме сенсорной информации больше ничего не нужно. Для подтверждения своей теории он использовал, так называемую визуальную пропасть (под стеклянной поверхностью стола — глубокая и мелкая пропасть). Малыш не станет ползать над глубокой пропастью. Гибсон это объяснял врожденным распознаванием признаков глубины и избегание опасности падения.

     Другие  ученые разработали теории, которые  были альтернативны данной. Например, Р. Грегори считал, что образы восприятия — это конструкции из частично сенсорных данных и частично хранимых в памяти. По предположениям У. Найсера в процесс восприятия включены схемы, исследования и стимулы.

     Схемы восприятия (внутренние репрезентации) направляют персептивное исследование на важные стимулы окружающей среды.

     Грегори смог объяснить иллюзию Мюллера-Лайера,представляя  левую линию как внутренний угол комнаты, а правую — как наружный угол здания, т.е. ребро на левом изображении  удаляется от нас, поэтому линия  кажется длиннее. Грегори считал, что в этой иллюзии нам мешает константность восприятия.

     Еще одна альтернативная теория связана  с попыткой моделирования когнитивных  процессов человека на компьютере. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя лишь часть всего сложного процесса восприятия. 
 

Психофизиология сознания. Теории сознания

     Физиология рассматривает сознание как определенное состояние бодрствующего мозга или как уровень реактивности мозга. Данная точка зрения предполагает существование различных уровней сознания – от глубокой комы до полного бодрствования. В медицинской практике именно это содержание вкладывается в понятие сознания.

     Существует  множество теорий о механизмах сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание и желание. На деле эти два подхода не исключают друг друга, так как специальные операции, связанные с сознанием, реализуются с участием нейронных сетей, находящихся в конкретных структурах мозга.

     Изучая  процессы концентрации и индукции возбуждения, их распределение по коре, И.П. Павлов создал теорию сознания, которая получила название теории светлого пятна. Теория сознания Дж. Экклса исходит из особой функции дендритов пирамидных клеток коры. Широкую известность получила теория повторного входа Дж.Эдельмана. Иваницкий А.М. в своей теории «информационный синтез как основа ощущений» исходит из результатов собственных исследований связи волн вызванного потенциала с субъективными показателями восприятия стимула. «Прожекторная теория сознания» предложена Ф. Криком. Он предложил наличие специального аппарата, создающего « луч прожектора», создав его с особой формой внимания и гамма- осцилляциями в электрической активности мозга. Особое место среди различных теорий сознания занимает голографическая теория К. Прибрама (информация о входных сигналах распределена по нейронной системе точно так же , как она распределена по всему узору физической голограммы).

Психофизиология речи, ее значение. Развитие речи в онтогенезе

     Речь  относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Хорошо понятна мнестическая функция речи, поскольку перевод информации в регистры первичной и вторичной памяти происходит при непременной ее вербализации. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция). В настоящее время установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция).

     Известны  две концепции, относящиеся к  проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Она предполагает изначальное равенство полушарий в отношений всех функций, в том числе и речевой. Об этом говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития. Пластичность в первую очередь проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое.

В соответствии со второй концепцией специализация  полушарий существует уже с момента рождения. Установлено, что у плода, т.е. за долго до реального развития речевой функции, можно обнаружить проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон. 

Список  используемой литературы

  1. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1996.
  2. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 2004. Т.11. № 6. С. 3-15.
  4. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
  5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы., М.,2002.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: Учебник. –М.:ПЕРСЭ; Логос, 2003.
  7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека., М., 2002 г.
  8. Фрейд З.Сон и сновидения. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. (Классики зарубежной психологии).

Информация о работе Современные методы изучения мозга