Современные данные о функциональной организации головного мозга, разработанные А.Р.Луриа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы: приобрести и закрепить знания по строению основного органа психической деятельности — человеческого мозга и его связи с психическими процессами, в частности по учениям А.Р.Луриа.

Содержание

) Введение
1)Цель работы
2)Актуальность темы
3)Личный интерес к работе
4)Проблема отношения психических процессов и мозга
II) Основная часть.
1)Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга.
А)Анатомическое строение блока.
Б)Структуры мозга, обеспечивающие работу блока.
В)Функциональное значение блока.
Г)Последствия поражения блока.
III) Заключение
1)Вывод.
IV) Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (18).doc

— 62.50 Кб (Скачать)

 

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра СГД

Курс психологии

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающегося

 

Тема: "Современные данные о функциональной организации головного мозга, разработанные А.Р.Луриа."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Хисамутдинова Ф. Г.

Группа: 103

Факультет: Стоматология

Проверила: Куклина Н. М.

 

 

 

 

Семей

2012г.

 

 

План:

I)  Введение

  1)Цель работы

2)Актуальность темы

3)Личный интерес к работе

4)Проблема отношения психических процессов и мозга

II)  Основная часть.

1)Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга.

А)Анатомическое строение блока.

Б)Структуры мозга, обеспечивающие работу блока.

В)Функциональное значение блока.

Г)Последствия поражения  блока.

III)  Заключение

1)Вывод.

IV) Список литературы

 

Цель данной работы: приобрести и закрепить знания по строению основного органа психической деятельности — человеческого мозга и его связи с психическими процессами, в частности по учениям А.Р.Луриа.

Актуальность  темы: Исследования, проведенные за последние десятилетия, внесли известную ясность не только в морфологическую характеристику аппаратов головного мозга, но и в основные принципы его функциональной организации, и именно это представляет для психологии существенное значение. Знание этапов развития психики, особенностей психического отражения и основных психических процессов, свойств и состояний - это фундамент, на котором будут базироваться дальнейшие знания студентов.

 

Почему я  выбрала эту тему. Интерес данной темы заключается в:

*формировании  у меня знаний, понятий о функциях головного мозга, го связи с психическими процессами;

*формировании способности анализировать психические состояния, поведение и свойства личности с поражениями блоков мозга;

*приобретении, закреплении знаний о принципах работы мозга, ознакомлении с новыми терминами и авторами пособий и учебно-методической  литературы по  психологии.

 

Проблема отношения  психических процессов и мозга.

Вопрос о том, как  относятся психические процессы к мозгу и каковы принципы работы мозга, в разные периоды развития науки решался по — разному. Характер решения этого вопроса во многом зависел от того, как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам.

Первая попытка «локализации психических способностей» была сделана в начале XIX в. Ф. А. Галлем. Он высказал предположение, что субстратом различных психических «способностей» являются небольшие участки нервной ткани коры головного мозга, которые разрастаются при развитии этих «способностей». Выделив большое число таких врожденных «способностей» (к которым, по его мнению, относились такие «способности», как «бережливость», «честность», «почитание родителей» и «любовь к детям»), Галль локализовал каждую из них в участке мозга и считал, что усиленное разрастание того или иного участка мозга, приводящее к образованию выпуклости на черепе, указывает на особенное развитие этой «способности». Такое предположение и легло в основу специальной области «науки» — «френологии», которая, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей черепа могла делать выводы об индивидуальных способностях человека.

Несмотря на то, что  «френология» Галля еще при его  жизни оценивалась как фантастическая и не имеющая научного основания, мысль о прямой «локализации»  отдельных психических функций  в коре головного мозга сохранилась и в дальнейшем. Поэтому ученые, основным методом которых стало исследование изменений в психических процессах, наступающих при ограниченных (локальных) поражениях мозга, в течение долгого времени продолжали делать попытки прямой «локализации» психических функций в отдельных участках мозговой коры.

Одно из важных открытий, сделанных физиологией за последние  двадцать лет, заключается в том, что многочисленными наблюдениями и экспериментами, проведенными рядом  выдающихся исследователей (X. Мэгун, Моруцци, Г. Джаспер и др.), было показано, что существенную роль в этом процессе играют образования верхних отделов ствола мозга, в частности образований гипоталамуса, зрительного бугра и системы сетевидных волокон («ретикулярной формации»), которая связывает эти образования двусторонней связью с корой головного мозга. Эти образования и входят как основные в состав «первого блока» человеческого мозга — блока, обеспечивающего общий тонус, или бодрственное состояние, коры.

Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности мозга.

В головном мозге человека можно выделить по крайней мере три  основных «блока», каждый из которых  играет свою особую роль в обеспечении  психической деятельности.

 I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; поддерживает нужный тонус коры, необходимый для того, чтобы как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и контроля их выполнения протекали успешно.

II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; Второй блок обеспечивает самый процесс приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира (от аппаратов его собственного тела).

 III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением.

Все три блока размещаются  в отдельных аппаратах головного  мозга, и лишь слаженная их работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.

Функциональное значение первого  блока в обеспечении психических  функций состоит, прежде всего, в  регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Постоянный тонус коры поддерживается в основном благодаря двум источникам. С одной стороны, для сохранения бодрствующего состояния коры нужен постоянный приток информации из внешнего мира: животное, лишенное такого притока внешних раздражений, засыпает; известно также, какой эффект вызывает информационный голод после длительного одиночного пребывания человека в темной и звуконепроницаемой камере (в этих случаях у человека легко начинают возникать галлюцинации, которые частично компенсируют недостаток в постоянном притоке внешних раздражений).

Вторым, не менее важным источником поддержания постоянного тонуса коры являются импульсы, доходящие до нее от внутренних обменных процессов организма, составляющих основу для биологических влечений. К аппаратам верхнего ствола ретикулярной формации, поддерживающим нормальный тонус коры, нужно присоединить аппараты древней (лимбической) коры, расположенные во внутренних (медиальных) отделах больших полушарий и участвующих в работе энергетического блока мозга. Роль аппаратов первого блока в поддержании тонуса коры и состояния бодрствования обеспечивается его теснейшими связями с корой с помощью волокон активизирующей ретикулярной формации. Активизирующая ретикулярная формация имеет как восходящие, так и нисходящие волокна. Посредством первых осуществляется возбуждение коры импульсами, приходящими из образований верхних отделов ствола мозга. Посредством вторых осуществляются те влияния, которые высшие отделы мозга, и в частности его кора, оказывают на нижележащие отделы мозгового ствола. Поэтому аппарат нисходящей ретикулярной формации играет существенную роль в придаче аффективной окраски и обеспечении тонуса для тех программ поведения, которые возникают в коре в результате получаемой информации, и для тех высших форм замыслов и потребностей, которые формируются у человека при участии речи. Этот аппарат обеспечивает третий источник поддержания бодрствования, который еще не был упомянут, но который связан со сложными замыслами и потребностями, возникающими у человека в результате его сознательной деятельности.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации, доходящей до человека из внешнего мира (от аппаратов его собственного тела)– включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Кора задних отделов  больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей  реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные  корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся  вне «ядерных зон» анализаторов. К  ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток II-го слоя к клеткам III-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.

Значение этих отделов  коры для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов, можно оценить, наблюдая за поведением больных с поражением этих отделов  мозговой коры. Как правило, у таких больных возникают трудности в наиболее сложной переработке получаемой информации, прежде всего в объединении доходящих до мозга последовательных раздражений в одновременные пространственные схемы. Различая зрительно воспринимаемые предметы и звуки, больные начинают испытывать затруднения при ориентировке в пространстве, путают направления, не могут различать правую и левую стороны, испытывают серьезные трудности в понимании сложных грамматических структур и в логических операциях, включающих сложные отношения.

Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные  надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной  коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки  и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом. Наблюдения А.РЛурия и его учеников показали, что двустороннее поражение лобных долей мозга приводит к тому, что больные оказываются не в состоянии прочно удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие программам импульсы и регулировать деятельность, подчиненную этим программам. Они не могут устойчиво концентрировать свое внимание на поставленной перед ними задаче и легко отвлекаются от ее выполнения. Больные с поражением лобных долей мозга не могут сличить результаты своих действий с исходным намерением, теряют критическое отношение к своим действиям, лишены возможности осознавать собственные ошибки и исправлять их. Это дает основание считать, что лобные доли мозга человека входят существенной составной частью в тот механизм, который играет важнейшую роль в обеспечении саморегулирующейся деятельности человека.

Подводя итоги изучения концепции функциональной организации головного мозга, разработанные А.Р.Луриа, можно сделать вывод:

1 блок мозга  обеспечивает оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической деятельности. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга.

Информация о работе Современные данные о функциональной организации головного мозга, разработанные А.Р.Луриа