Современное состояние психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Психологический диагноз – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Современное состояние и проблемы отечественной психодиагностики………………………………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………11
Список используемой литературы……………………………………...12

Работа содержит 1 файл

Контрольная Современное состояние и проблемы отечественной психодиагностики.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………....3

Современное состояние и проблемы отечественной  психо-

диагностики………………………………………………………………...5

Заключение…………………………………………………………………11

Список используемой литературы……………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В психологическом словаре 1 даётся следующее определение:

«Психодиагностика – область  психологической науки, разрабатывающая  методы выявления и измерения  индивидуально-психологических особенностей личности».

Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

Можно говорить о двух типах диагноза. Во-первых, диагноз  на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

Психологический диагноз  – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических  свойств – способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.

Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего  образования является осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качеств самого образования.

Главной целью  психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, то есть стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитие личности, в преодолении возникающих трудностей и т.д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д.

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную  область научных и практических психологических знаний. Создано  много психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Всё более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики, например ЭВМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  И ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

Проблемы  отечественной психодиагностики непосредственно вытекают из особенностей развития психодиагностики в СССР.

Если  в дореволюционной России и в 1920-х годах в СССР многие идеи и разработки в области психологической  диагностики не только соответствовали  мировому уровню, но и опережали его, то в 1930-е годы отечественная психодиагностика по ряду причин была по существу разгромлена. Её развитие затормозилось более чем на двадцать лет. Разработанная  в трудах Б.М. Теплова,  Б.Г.  Ананьева, В.С. Мерлина,  их  учеников  и  последователей,  отечественная дифференциальная   психофизиология   на   долгие   годы оказалась  единственной  легальной   формой  существования   психодиагностики   в  России.  

Принятые  на вооружение  советскими  педагогическими   и  детскими  психологами  так   называемый  каузально-генетический  метод  (Д. Б.  Эльконин,  В.  В.  Давыдов и другие),  а  также  метод   формирования  умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) обозначали  фактический  отказ  от  применения  психодиагностики как таковой в  практике образования,  ее замену  лонгитюдным  исследованием или  исследованием в процессе  формирующего воздействия,  которые могут быть качественно  выполнены   только  квалифицированными  специалистами  в  рамках   специальной  научной программы.

В 1960-1970-е годы в советской психологии, в противовес зарубежной, развивался так называемый "качественный подход", реализуемый, прежде всего в диагностике умственного развития. Такой подход предполагал изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого круга задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности к запросам практики, не могла заменить тесты. 2

Вторая половина 1970-х  годов знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам  психодиагностики, прежде всего к  зарубежным методикам. Увеличивается  количество публикаций, и публикуются первые монографии таких авторов, как В.Г. Норакидзе, Ф.Б. Березин, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом. Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения. И в то же время академическая наука при классификации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской психодиагностике становится "привычным" делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. Широкое хождение среди практиков, постоянно нуждающихся в диагностических методиках, получают разнообразные "адаптации" тестов, в действительности, представляющие собой варианты непрофессионально выполненных переводов с соответствующих зарубежных изданий, преимущественно англоамериканских. У пользователей тестов сформировался "дилетантски потребительский" подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируются психометрические требования. Причины сложившейся в то время (и продолжающейся во многом поныне) такой практики использования тестов заключаются в следующем. 3

Процесс заполнения "диагностического вакуума" происходил стихийно, поэтому, естественно, был  ориентирован на готовый продукт - тест, опускалось все то, что связано с его разработкой и нормативно-этическими аспектами применения, а собственный опыт был давно утрачен. Становилось это возможным, прежде всего потому, что отношение "большой психологии" к психологической диагностике лучше всего может быть охарактеризовано как позиция стороннего наблюдателя. Такая позиция была не случайной и вызвана не идеологической опасностью со стороны тестов. О ней, кстати, постепенно забывали. Дело в том, что в советской науке отсутствовло дифференциально-психологическое направление исследований, без которого наука об измерении индивидуальных различий превращается в ремесло применения тестов, отсутствует то направление, которое на Западе интегрировалось с тестологией еще в начале прошлого века. 4

Дифференциально-психологические  исследования в СССР признавались как  не имеющие какой-либо "серьезной  теоретической основы, которая объясняла  бы происхождение и развитие самих  индивидуальных различий" (В.М. Русалов,, 1991). Считалось, что для доказательства реального существования, личностных черт или факторов интеллекта дифференциальная психология должна опираться на объективно регистрируемое психофизиологическое проявление поведения (Б.М. Теплов, 1985; В.Д. Небылицын, 1976; и др.). Таким образом, с точки зрения Б.М. Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое "поведенческое" (нейродинамическое) проявление - на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и других уровнях". 5

Анализируя  просчеты, ошибки советской психодиагностики, говоря о том, что она оставила нам в качестве наследства, а ситуация в этой области исследований мало изменилась со времен распада СССР, нельзя обойти и ее достижения в этот период. В1980-е годах продолжается обсуждение общих и частных проблем психодиагностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. Назовем книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С. Аванесова (1982), М.М. Кабанова (1983), Б.В. Кулагина (1984), Л.Ф. Бурлачука (1989). Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками.

В конце 1980-х  годов все более отчетливо  определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей  статус науки многоотраслевой - общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оценки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможностей, предоставляемых современной вычислительной техникой.

После распада  Советского Союза, в последнее десятилетие XX века развитие психологической диагностики, несколько затормозилось. Тем не менее, в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Санкт-Петербург в России, а в Украине – Киев, велась определенная работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов. 3

Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для  практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптированные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Санкт-Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) - предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные.

Таким образом, судьба отечественной психодиагностики как области той науки, которая  до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового использования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце 1960-х годов - вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в CCCР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Многие современные  зарубежные методики остаются неизвестными практикам, сохраняется, хотя и не столь  явно, как ранее, пренебрежение психометрическими  требованиями к используемым тестам. Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку, остаются на ее периферии. Основная проблема и основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество - отсутствие в Беларуси и России действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, а в связи с этим - отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

История психодиагностики - это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

Таким образом, если на одном из этапов развития этой области психологической науки в силу различных причин было допущено неправильное определение путей развития, это приводит к неизбежному и трудно преодолеваемому отставанию от зарубежных коллег.

Судьба психодиагностики как области той науки, которая  до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и  поучительна. От массового использования  тестов на этапе становления, через  длительный период запрета на их применение, продлившийся полвека, до второго рождения в конце 1960-х гг. – вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в том числе и нашей страны. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но к счастью необходимо признать, что, не смотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

    1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наукова думка, 1989.
    2. Бурлачук Л.Ф. История психодиагностики. - Киев. 2002.
    3. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой. - Спб.: Питер, 2005.
    4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
    5. Общая психодиагностика: учеб. пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
    6. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М.: Знамя, 1985.
    7. www.lbvs. kiev.ua/psydiag

Информация о работе Современное состояние психодиагностики