Соотношение руководства и лидерства в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, доклад

Описание работы

Лидерство - это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.

Содержание

1. Понятие лидера и лидерства ___________________________________ 3



2. Понятие руководства и руководителя ____________________________ 5



3. Соотношение руководства и лидерства в системе управления ________ 6



4. Список литературы ____________________________________________ 9

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Государственная социально - гуманитарная академия

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Презентация на тему:  

«Соотношение руководства и лидерства в системе управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Подготовил: студентка 4 курса факультета психологии специальность «Организационная психология»

                  Владыкова Е.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Самара-2010

Содержание 
 
 
 
 
 

1. Понятие лидера и лидерства  ___________________________________ 3 
 

2. Понятие  руководства и руководителя ____________________________ 5 
 

3. Соотношение  руководства и лидерства в  системе управления ________ 6 
 

4. Список  литературы ____________________________________________ 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие лидера и лидерства 

Лидерство - это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе  управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.

Лидер - это лицо, которое может оказывать  реальное влияние на поведение работников. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят  от степени экономичности, политической, культурной зрелости сфер его жизни, политического режима, индивидуальных качеств самого лидера.

Функции лидеров:

  • Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ. Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны. Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда в 1917 г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в России у власти оказалось Временное правительство, его глава А. Ф. Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.
  • Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
  • Координационная функция - согласование действий коллектива, отделов, направлений деятельности работников. Лидер должен приводить их решения и выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.
  • Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие руководства и  руководителя 

Руководство - это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые  в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования.

Функции руководства:

1. Планирование - включает в себя выбор целей  организации, а также определение  политики, программ, образа действий  и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

2. Организация  - направлена на объединение людей  и материальных, финансовых и  других ресурсов в систему  таким образом, чтобы совместная  деятельность производственного  персонала обеспечивала решение  задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

3. Управление - обеспечивает работу различных  подсистем в соответствии с  планом. Заключается в контроле  деятельности подсистем с последующей  коррекцией для обеспечения выполнения  плана всей организации.

4. Связь  - передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.

Выполнение  каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается  в интеграции всех четырех функций  для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Соотношение руководства и  лидерства в системе управления 

Опытное изучение социально-психологических  основ руководства и лидерства  началось с 20-х гг. XX в., однако в силу своей психологической сложности  эта проблема не имеет общепринятого  решения и по настоящий день

Руководство связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, так как лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей.

Наиболее  полно различия между этими понятиями  отражены в работе Б.Д.Парыгина:12

1. Лидер  в основном призван осуществлять  регуляцию межличностных отношений  в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

2. Лидерство  можно констатировать в условиях  микросреды ( ею и является малая  группа). Руководство - это элемент  макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.

3. Лидерство  возникает стихийно, руководитель  всякой реальной социальной группы  либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс  не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым  под контролем различных элементов социальной структуры.

4. Явление  лидерства менее стабильно, выдвижение  лидера в большой степени зависит  от настроения в группе, в то  время как руководитель - явление  более стабильное.

5. Руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций. Лидерство не имеет предписанной системы правил. Оно определяется системой морально-этических ценностей коллектива.

6. Процесс  принятия решений руководителем  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств,  в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

7. Сфера  деятельности лидера - в основном  малая группа, где он является  лидером, сфера деятельности руководителя  шире, так как он представляет  малую группу в более широкой социальной системе.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий  и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

По своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов.

Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен  на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним  задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения.

Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический  род групп, для которых будет  эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального  лидера. Речь идет прежде всего о  научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы.

В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов.

Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее  в целом, так и на ее лидера (например, старосту у студентов), что может  рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство  и лидерство - средства координации  отношений членов социальной  группы.

2. Оба  феномена реализуют процессы  социального влияния в коллективе.

3. Руководству,  как и лидерству присуща определенная  субординация отношений. В первом  случае отношения четко определены  и закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак  не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в  руководство, а руководство часто становится лидерством. 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

  1. Андреева  О.И. «Феномен лидерства»  – К.: Освита. – 2004.
  2. Пименова А.А. «Психология лидера» – М.: 2003.
  3. Розанова В.А. «Психология управления», 2000 г
  4. Лебедев В.И. «Психология и управление» - М., 1990

Информация о работе Соотношение руководства и лидерства в системе управления