Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:11, доклад
Представления о психологических явлениях и процессах могут но¬сить разный характер.
С одной стороны, человек как сознательное существо отра¬жает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и дея¬тельности постоянно накапливает психический опыт и психологи¬ческие знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредствен¬ного взаимодействия с реальным миром и другими людьми.
Соотношение понятия
«житейская» и «научная»
Представления о психологических явлениях и процессах могут носить разный характер.
С одной стороны, человек как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные отличительные характеристики:
конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
интуитивность,
ограниченность,
опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;
ограниченность в материалах,
С другой стороны, человек стремится с научных позиций систематизировать свои представления о психике. Это уже научная психология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:
обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;
неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;
опора на эксперимент, когда научные психологические знания исследуются в различных условиях;
слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях.
Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует.
Информация о работе Соотношение понятия «житейская» и «научная» психология