Соотношение понятия «житейская» и «научная» психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Представления о психологических явлениях и процессах могут но¬сить разный характер.
С одной стороны, человек как сознательное существо отра¬жает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и дея¬тельности постоянно накапливает психический опыт и психологи¬ческие знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредствен¬ного взаимодействия с реальным миром и другими людьми.

Работа содержит 1 файл

Соотношение понятия.docx

— 15.26 Кб (Скачать)

Соотношение понятия  «житейская» и «научная» психология

Представления о психологических  явлениях и процессах могут носить разный характер.

С одной стороны, человек  как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные отличительные характеристики:

конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

С другой стороны, человек  стремится с научных позиций  систематизировать свои представления о психике. Это уже научная психология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент, когда научные психологические знания исследуются в различных условиях;

слабая ограниченность в  материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях.

Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о  человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует.


Информация о работе Соотношение понятия «житейская» и «научная» психология