Содержательные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:54, реферат

Описание работы

Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис. 2.

Работа содержит 1 файл

Содержательные теории мотивации.docx

— 56.34 Кб (Скачать)

Содержательные  теории мотивации (теории потребностей). 

Иерархия  потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу  утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек  в одно и то же время имеет потребности  всех пяти типов, но сила каждой потребности  в какое-то конкретное время зависит  от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов  выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис. 2.

Менеждер, который знает уровень потребностей своего подчинённого, может предвидеть, какой тип потребностей будет  доминировать у него в будущем, и  следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор.

Рассмотрим  все пять уровней  иерархии потребностей Маслоу.

  1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.
  2. Потребность в безопасности. Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.
  3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовоетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.

  1. Потребности в уважении. Эти потребности могут  принимать две различные формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зави-

Симости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана  с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой  организации награды, которые могут  удовлетворить потребность в  уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и  продвижение по службе.

  1. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенуиал, чвеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Факт, что  человеческие потребности можно  расположить в иерархическом  порядке, имеет важное знвчение. Во-первых, потребности нижних уровней должны быть удовлетворены в первую очередь; только после этого можно обращаться к потребностям более высоких  уровней.

Кроме этого, стоит учесть, что потребности  низших уровней формируют тот  фундамент, на котором строятся потребности  высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у менеджера  есть шанс добиться успеха, мотивируя  рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Важное  значение имеет замечание Маслоу о т.н. «движущей силе», согласно которому каждый человек прогрессирует  от мотивации потребностями низшего  уровня к мотивации потребностями  более высоких уровней.

Не менее  важное значение имеет идея достаточности. Человек никогда не испытает чувства  полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей хотят ещё  больше денег, безопасности, друзей, уважения и самоуверенности, независимо от того, сколько они уже всего добились. Таким образом, человек двигается  вверх по иерархии не в случае, когда  его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.

При применении иерархии потребностей по Маслоу большая  роль отводится интуиции, что и  является лучшим объяснением её популярности. Однако, с точки зрения конкретных действий руководства, подход Маслоу имеет  ряд трудностей. Прежде всего, большинство  из нас в одно и тоже время могут  находиться на нескольких уровнях иерархии потребностей.

Во-вторых, крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением которых можно  мотивировать человека в настоящий  момент. Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие, незначительные изменения в  потребностях, которые происходят ежедневно, и более значительными и реже встречающимися изменениями (сдвигами) в человеческих потребностях.

Третья  сложность возникает при измерении  потребностей человека. Большинство  из нас испытывают большие сложности  в определении своих собственных  потребностей и при расстановке  приоритетов. Менеджер же, который должен создать мотивационную среду  для многих своих подчинённых, сталкивается со сложнейшей задачей.

Кроме этого, люди значительно различаются  в своём понимании того, что  такое достаточно кдовлетворённая  потребность. В любом случае необходимо помнить, что приоритеты, относящиеся  к различным уровням потребностей, меняются, и что оюбой подход и  приём будет намного эффективнее, если люди будут понимать сущность этого подхода.

Информация о работе Содержательные теории мотивации