Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:35, доклад

Описание работы

АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм является необходимым для обнаружения существенных, новых свойств предметов и явлений и обеспечивает познание человеком окружающего мира и самого себя.

Работа содержит 1 файл

социология личности на 15.02.13.docx

— 20.87 Кб (Скачать)

 

 АНАЛИЗ  ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм является необходимым для обнаружения существенных, новых свойств предметов и явлений и обеспечивает познание человеком окружающего мира и самого себя.         

В психологии этот термин был  предложен У Джеймсом, как важнейший механизм мыслительного процесса активно исследовался С. Л. Рубинштейном, а также А. В. Брушлинским. В научной школе С.Л. Рубинштейна выделяются два основных уровня мышления — операционный и процессуальный, — соответственно которым различаются мышление как деятельность и мышление как процесс. А. ч. с. есть характеристика и механизм именно мышления как процесса. Данный механизм отражает недизъюнктивную природу мышления, его процессуальность и свидетельствует о том, что важнейшие мыслительные процессы выступают не четко изолированными друг от друга, но реализуются один посредством другого в единой аналитико-синтетической познавательной активности.        

А. ч. с. играет важную роль в  формировании новых обобщений. В процессе мышления личность раскрывает новое обобщенное свойство объекта (т.е. осуществляет его анализ) благодаря синтетическому акту включения объекта в связи и отношениями с другими объектами (после которого следует анализ этих отношений). Напр., чтобы определить, является ли данный материал хрупким, человек мысленно или реально должен осуществить его взаимодействие с другими материалами. Механизм А. ч. с. играет важную роль в психическом развитии личности, обеспечивая обобщение различных психологических свойств, процессов, состояний. Обобщение же психологических структур служит условием их развития; психические элементы приобретают устойчивость, строгость и точность в функционировании. Так, черты характера и взаимосвязи между ними в онтогенезе формируются как генерализация мотивов, интеллектуальные способности — как обобщение мыслительных процессов (С.Л. Рубинштейн).        

В когнитивной психологии анализ и синтез часто рассматриваются  в качестве автономных процессов  мышления. Преобладание анализа или  синтеза в мышлении конкретного  человека ложится в основу типологии  индивидуальных различий в познавательной сфере личности. Напр., выделяются «аналитики» и «синтетики», исследуются «аналитичный» и «синтетичный» когнитивные (познавательные) стили (Н.А. Witkin, R.B. Dyk). Существуют исследования, которые демонстрируют качественную специфику анализа и синтеза в мышлении. Она выражается в том, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма А. ч. с., т.е. включения познаваемого объекта во все новые связи и отношения с другими объектами и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разложение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. Синтез предполагает не столько объединение определенных элементов в структуру, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. В основе деления «аналитичность—синтетичность» лежит не доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, но качественные особенности единых аналитико-синтетических процессов и форм мысли.        

В.В. Селиванов

Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо  следует остановиться на её внутренней структуре. Личность обладает совокупностью  личностных качеств, свойств, которые  и составляют ее структуру. Основными  составляющими внутренней структуры  личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.

Исходная ступень в анализе  личности - это ее потребности. Потребность - это зависимость живого существа от того, что составляет условия его существования, необходимость восполнения отсутствия каких-либо значимых условий, ресурсов, ощущений, эмоций. Первым, кто предложил целостную концепцию потребностей (получившей название иерархической), выявил их роль и значение в жизни человека, был американский антрополог Абрахам Маслоу. Он расположил потребности в иерархическом порядке - от низших биологических до высших духовных:

1) Физиологические и сексуальные потребности - также они носят название витальных (жизненных) потребностей. Их сущность и назначение заключаются в поддержании жизнеспособности организма путем обеспечения его пищей, водой, дыханием, физическими нагрузками и отдыхом, определенными условиями среды существования, а так же в удовлетворении полового рефлекса.

2) Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности. Эти потребности направлены не просто на сохранение жизни, но и на поддержание определенного качества, или уровня жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насильственных действий, причем не только над телом, но и над личностью. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п. Результатом наличия этих и других видов безопасности является уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности.

3) Социальные потребности. Эти потребности направлены на привязанность, любовь, общение, участие в коллективных действиях, взаимопонимание, заботу о других и помощь со стороны близких.

4) Потребности в престиже. Социальное взаимодействие обуславливает стремление индивида к оценке его усилий, действий со стороны социального окружения, которая может выражаться в уважении, признании, высокой оценке заслуг, служебном росте.

5) Духовные потребности. Они подразумевают стремление к самореализации, самовыражению через творчество, общественную деятельность, гармоничное развитие собственных способностей.

Чем выше уровень потребности в  указанной иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование этой потребностей. Можно сказать, что  потребности движут человеком, но он формирует их содержание. Принимать  пищу - это всегда удовлетворять  потребность в еде. Но какими различными способами это можно делать! Для  гурмана прием пищи может удовлетворять  все пять уровней потребностей. Чем  выше запросы личности, тем сложнее  процесс формирования и удовлетворения потребностей, но тем больше позитивных последствий для дальнейшего  развития самой личности.

Любая потребность, будучи осознанной, превращается в интерес, то есть интерес - это не что иное, как осознанная (актуализированная для сознания) потребность. Именно интересы задают общую направленность деятельности индивида, его устремленность на решение тех или иных задач. Интересы личности лежат в основе ее отношения к окружающему миру, создают фундамент системы ее ценностей, но, в то же время, сами зависят от ценностных ориентиров личности. 
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий гуманитарного и общественного знания. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.

Если потребности и интересы составляют побудительную силу человеческой деятельности, то ценности являются идеальными целями этой деятельности. В общем  смысле ценность - это то, к чему стоит  стремиться. Поэтому ценности выполняют  ориентирующую функцию в процессе целеположения индивида, группы или общества в целом. Ценности направляют индивидуальные интересы в общем, приемлемом для общества, русле, что дает возможность избегать значительных конфликтов, оптимизировать деятельность отдельных членов общества.

Синтез ценностей и интересов  личности создает мотивы ее деятельности. Мотив - это внутренний, действительный побудитель личности к действию. Довольно часто бывает сложно выяснить действительные мотивы поступков человека, даже ему самому. Мотивы можно подразделить на такие типы: 
- по значимости для жизни и развития человека: первичные (витальные) и вторичные (производные от первичных); 
- по источнику побуждения: продиктованные извне и личностные;  
- по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные. 


Информация о работе Социология личности