Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:35, доклад
АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм является необходимым для обнаружения существенных, новых свойств предметов и явлений и обеспечивает познание человеком окружающего мира и самого себя.
АНАЛИЗ
ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — один из основных механизмов
процесса мышления, заключающий
В психологии этот термин был предложен У Джеймсом, как важнейший механизм мыслительного процесса активно исследовался С. Л. Рубинштейном, а также А. В. Брушлинским. В научной школе С.Л. Рубинштейна выделяются два основных уровня мышления — операционный и процессуальный, — соответственно которым различаются мышление как деятельность и мышление как процесс. А. ч. с. есть характеристика и механизм именно мышления как процесса. Данный механизм отражает недизъюнктивную природу мышления, его процессуальность и свидетельствует о том, что важнейшие мыслительные процессы выступают не четко изолированными друг от друга, но реализуются один посредством другого в единой аналитико-синтетической познавательной активности.
А. ч. с. играет важную роль в формировании новых обобщений. В процессе мышления личность раскрывает новое обобщенное свойство объекта (т.е. осуществляет его анализ) благодаря синтетическому акту включения объекта в связи и отношениями с другими объектами (после которого следует анализ этих отношений). Напр., чтобы определить, является ли данный материал хрупким, человек мысленно или реально должен осуществить его взаимодействие с другими материалами. Механизм А. ч. с. играет важную роль в психическом развитии личности, обеспечивая обобщение различных психологических свойств, процессов, состояний. Обобщение же психологических структур служит условием их развития; психические элементы приобретают устойчивость, строгость и точность в функционировании. Так, черты характера и взаимосвязи между ними в онтогенезе формируются как генерализация мотивов, интеллектуальные способности — как обобщение мыслительных процессов (С.Л. Рубинштейн).
В когнитивной психологии анализ и синтез часто рассматриваются в качестве автономных процессов мышления. Преобладание анализа или синтеза в мышлении конкретного человека ложится в основу типологии индивидуальных различий в познавательной сфере личности. Напр., выделяются «аналитики» и «синтетики», исследуются «аналитичный» и «синтетичный» когнитивные (познавательные) стили (Н.А. Witkin, R.B. Dyk). Существуют исследования, которые демонстрируют качественную специфику анализа и синтеза в мышлении. Она выражается в том, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма А. ч. с., т.е. включения познаваемого объекта во все новые связи и отношения с другими объектами и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разложение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. Синтез предполагает не столько объединение определенных элементов в структуру, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. В основе деления «аналитичность—синтетичность» лежит не доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, но качественные особенности единых аналитико-синтетических процессов и форм мысли.
В.В. Селиванов
Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре. Личность обладает совокупностью личностных качеств, свойств, которые и составляют ее структуру. Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.
Исходная ступень в анализе
личности - это ее потребности. Потребност
1) Физиологические и сексуальные потребности - также они носят название витальных (жизненных) потребностей. Их сущность и назначение заключаются в поддержании жизнеспособности организма путем обеспечения его пищей, водой, дыханием, физическими нагрузками и отдыхом, определенными условиями среды существования, а так же в удовлетворении полового рефлекса.
2) Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности. Эти потребности направлены не просто на сохранение жизни, но и на поддержание определенного качества, или уровня жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насильственных действий, причем не только над телом, но и над личностью. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п. Результатом наличия этих и других видов безопасности является уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности.
3) Социальные потребности. Эти потребности направлены на привязанность, любовь, общение, участие в коллективных действиях, взаимопонимание, заботу о других и помощь со стороны близких.
4) Потребности в престиже. Социальное взаимодействие обуславливает стремление индивида к оценке его усилий, действий со стороны социального окружения, которая может выражаться в уважении, признании, высокой оценке заслуг, служебном росте.
5) Духовные потребности. Они подразумевают стремление к самореализации, самовыражению через творчество, общественную деятельность, гармоничное развитие собственных способностей.
Чем выше уровень потребности в указанной иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование этой потребностей. Можно сказать, что потребности движут человеком, но он формирует их содержание. Принимать пищу - это всегда удовлетворять потребность в еде. Но какими различными способами это можно делать! Для гурмана прием пищи может удовлетворять все пять уровней потребностей. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования и удовлетворения потребностей, но тем больше позитивных последствий для дальнейшего развития самой личности.
Любая потребность, будучи осознанной,
превращается в интерес, то есть интерес -
это не что иное, как осознанная (актуализированная
для сознания) потребность. Именно интересы
задают общую направленность деятельности
индивида, его устремленность на решение
тех или иных задач. Интересы личности
лежат в основе ее отношения к окружающему
миру, создают фундамент системы ее ценностей,
но, в то же время, сами зависят от ценностных
ориентиров личности.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий гуманитарного
и общественного знания. Им широко пользуются
философы, политологи, психологи, культурологи,
экономисты, историки, правоведы. Каждая
из наук вкладывает в это понятие свой,
как правило, особый смысл, отражающий
те или иные стороны этого сложного социального
явления. Социология в первую очередь
рассматривает ценности как связующее
звено между поведением личности, социальных
групп и общества в целом.
Если потребности и интересы
составляют побудительную силу человеческой
деятельности, то ценности являются идеальными
целями этой деятельности. В общем
смысле ценность - это то, к чему стоит
стремиться. Поэтому ценности выполняют
ориентирующую функцию в
Синтез ценностей и интересов
личности создает мотивы ее
деятельности. Мотив - это внутренний, действительный побудитель
личности к действию. Довольно часто бывает
сложно выяснить действительные мотивы
поступков человека, даже ему самому. Мотивы
можно подразделить на такие типы:
- по значимости для жизни и развития человека:
первичные (витальные) и вторичные (производные
от первичных);
- по источнику побуждения: продиктованные
извне и личностные;
- по социальной направленности: желаемые,
нормативные, запретные.