Социалогические личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:28, реферат

Описание работы

Рассматриваются социологические теории личности, механизмы социального

действия и взаимодействия, понятие личности, как целостной биотехнологической системы,

с одной стороны и социального деятеля, как абстрактного комплекса социальных ролей, с

другой стороны.

Наряду с социально-философскими, культурологическими,

натуралистическими, психологическими и другими подходами к изучению

проблем личности в XX столетии особую значимость приобретают собственно

социологические концепции, что связано, главным образом, с относительно

четким определением к этому времени природы, сущности и места самого

явления "социального" в континууме реальности. Палитра разработок проблем

человека в социологии довольно разнообразна.

Работа содержит 1 файл

Социалогические личности.docx

— 18.36 Кб (Скачать)

Рассматриваются социологические теории личности, механизмы социального

действия и  взаимодействия, понятие личности, как целостной биотехнологической системы,

с одной стороны  и социального деятеля, как абстрактного комплекса социальных ролей, с

другой стороны.

Наряду с социально-философскими, культурологическими,

натуралистическими, психологическими и другими подходами к изучению

проблем личности в XX столетии особую значимость приобретают собственно

социологические концепции, что связано, главным образом, с относительно

четким определением к этому времени природы, сущности и места самого

явления "социального" в континууме реальности. Палитра разработок проблем

человека в  социологии довольно разнообразна. Это, прежде всего, теории

социального действия, восходящие к М. Веберу, и их развитие в дальнейшем Т.

Парсонсом и другими  учеными. Рассматривая индивидуальное человеческое

действие как  самоорганизующуюся систему, Т. Парсонс раскрыл его

специфику, как:

а) символического, т. е. имеющего символические механизмы регуляции

язык, ценность и т. п.;

б) нормативного, т. е. зависимого от общепринятых норм и ценностей;

в) волюнтаристического, т. е. независимого в какой-то степени от условий

среды, хотя и зависимого от субъективных «определений ситуации».

Изучение механизмов социального действия и взаимодействия позволило

Т. Парсонсу и его последователям выделить структуру так называемых

«потребностных диспозиций» субъекта действия или его мотивационную

структуру (когнитивную, катектическую способность различать в ситуации

положительные и  отрицательные для личности значения), и оценочную и

ценностную ориентацию как область не внутренних, а уже внешних символов,

регулирующих  действия всех субъектов взаимодействия. Это, в свою очередь,

дало возможность  показать несостоятельность представлений  о личности как

полностью независимой  от общества или же жестко культурно

запрограммированной.

Т. Парсонс провел также различение понятий личности как целостной

биотехнологической  системы, с одной стороны, и социального деятеля как

абстрактного  комплекса социальных ролей, с другой стороны. Тем самым он

сформулировал модель системы действия, включающей в себя культурную,

социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в

отношениях взаимообмена, что явилось одним из главных теоретических

достижений Т. Парсонса.

Богатый материал для развития социологической концепции  личности

содержится в  теориях зеркального «Я» – Ч. X. Кули и Дж. Мида. Ч. X. Кули

считал, что личность и осознание ею собственного «Я» формируются в

процессе длительного, противоречивого взаимодействия ее с другими людьми,

т.е. социальным окружением. При этом каждый человек строит свое «Я»,

основываясь на воспринятых  реакциях, мнениях других людей, с которыми он

вступает в  контакт. Это человеческое «Я» получило известность как зеркальное

«Я» Ч. Кули. Решающую роль в его формировании Ч. Кули отводил первичным

социальным группам (семье, друзьям и другим). По мере взросления личность

начинает больше уделять внимания созданию своего «Я образа», а,

следовательно, сама более строго отбирает группы личностей, играющих роль

социального зеркала  и оказывающих на нее влияние.

Вместе с тем, Ч. Кули отмечал, что зеркальное «Я» никогда полностью не

соответствует действительности вследствие неминуемых его искажений, как

самой личностью, так и ее социальным окружением.

Дж. Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». В

человеческом «Я» он выделил две стороны: «Я сам» – реакцию личности на

воздействие других людей, общества в целом, и «Я меня» осознание

человеком себя с  точки зрения других значимых для  него людей. Личность в

процессе социального  взаимодействия как бы встает на место  других людей и

видит себя как  другую личность. Критерием формирования зрелого «Я» служит

способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под

которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований

и установок по отношению к данному индивиду. Недостаточная способность

адаптироваться  к другим точкам зрения, принимать на себя роли других

индивидов обобщенного другого») может отрицательно сказаться на

развитии личности.

Широкое распространение  в XX веке получили теории социальной

стратификации, изучающие дифференциацию общества на многочисленные

социальные группы (страты), различающиеся по своему общественному

статусу, а также теории социальной мобильности, раскрывающие механизмы

переходов людей  из одних социальных слоев в другие, и их продвижение к

позициям с  более высоким престижем, доходом, властью.

Все вышеперечисленные  социологические подходы изучения личности

легли в основу статусно-ролевой концепции (Р. Линтон, Я. Л. Марено и

Информация о работе Социалогические личности