Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:28, реферат
Рассматриваются социологические теории личности, механизмы социального
действия и взаимодействия, понятие личности, как целостной биотехнологической системы,
с одной стороны и социального деятеля, как абстрактного комплекса социальных ролей, с
другой стороны.
Наряду с социально-философскими, культурологическими,
натуралистическими, психологическими и другими подходами к изучению
проблем личности в XX столетии особую значимость приобретают собственно
социологические концепции, что связано, главным образом, с относительно
четким определением к этому времени природы, сущности и места самого
явления "социального" в континууме реальности. Палитра разработок проблем
человека в социологии довольно разнообразна.
Рассматриваются социологические теории личности, механизмы социального
действия и взаимодействия, понятие личности, как целостной биотехнологической системы,
с одной стороны и социального деятеля, как абстрактного комплекса социальных ролей, с
другой стороны.
Наряду с социально-философским
натуралистическими, психологическими и другими подходами к изучению
проблем личности в XX столетии особую значимость приобретают собственно
социологические концепции, что связано, главным образом, с относительно
четким определением к этому времени природы, сущности и места самого
явления "социального" в континууме реальности. Палитра разработок проблем
человека в социологии довольно разнообразна. Это, прежде всего, теории
социального действия, восходящие к М. Веберу, и их развитие в дальнейшем Т.
Парсонсом и другими учеными. Рассматривая индивидуальное человеческое
действие как самоорганизующуюся систему, Т. Парсонс раскрыл его
специфику, как:
а) символического, т. е. имеющего символические механизмы регуляции –
язык, ценность и т. п.;
б) нормативного, т. е. зависимого от общепринятых норм и ценностей;
в) волюнтаристического, т. е. независимого в какой-то степени от условий
среды, хотя и зависимого от субъективных «определений ситуации».
Изучение механизмов социального действия и взаимодействия позволило
Т. Парсонсу и его последователям выделить структуру так называемых
«потребностных диспозиций» субъекта действия или его мотивационную
структуру (когнитивную, катектическую – способность различать в ситуации
положительные и отрицательные для личности значения), и оценочную и
ценностную ориентацию как область не внутренних, а уже внешних символов,
регулирующих действия всех субъектов взаимодействия. Это, в свою очередь,
дало возможность
показать несостоятельность
полностью независимой от общества или же жестко культурно
запрограммированной.
Т. Парсонс провел также различение понятий личности как целостной
биотехнологической системы, с одной стороны, и социального деятеля как
абстрактного комплекса социальных ролей, с другой стороны. Тем самым он
сформулировал модель системы действия, включающей в себя культурную,
социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в
отношениях взаимообмена, что явилось одним из главных теоретических
достижений Т. Парсонса.
Богатый материал для развития социологической концепции личности
содержится в теориях зеркального «Я» – Ч. X. Кули и Дж. Мида. Ч. X. Кули
считал, что личность и осознание ею собственного «Я» формируются в
процессе длительного, противоречивого взаимодействия ее с другими людьми,
т.е. социальным окружением. При этом каждый человек строит свое «Я»,
основываясь на воспринятых реакциях, мнениях других людей, с которыми он
вступает в контакт. Это человеческое «Я» получило известность как зеркальное
«Я» Ч. Кули. Решающую роль в его формировании Ч. Кули отводил первичным
социальным группам (семье, друзьям и другим). По мере взросления личность
начинает больше уделять внимания созданию своего «Я – образа», а,
следовательно, сама более строго отбирает группы личностей, играющих роль
социального зеркала и оказывающих на нее влияние.
Вместе с тем, Ч. Кули отмечал, что зеркальное «Я» никогда полностью не
соответствует действительности вследствие неминуемых его искажений, как
самой личностью, так и ее социальным окружением.
Дж. Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». В
человеческом «Я» он выделил две стороны: «Я – сам» – реакцию личности на
воздействие других людей, общества в целом, и «Я – меня» осознание
человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. Личность в
процессе социального взаимодействия как бы встает на место других людей и
видит себя как другую личность. Критерием формирования зрелого «Я» служит
способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под
которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований
и установок по отношению к данному индивиду. Недостаточная способность
адаптироваться к другим точкам зрения, принимать на себя роли других
индивидов («обобщенного другого») может отрицательно сказаться на
развитии личности.
Широкое распространение в XX веке получили теории социальной
стратификации, изучающие дифференциацию общества на многочисленные
социальные группы (страты), различающиеся по своему общественному
статусу, а также теории социальной мобильности, раскрывающие механизмы
переходов людей из одних социальных слоев в другие, и их продвижение к
позициям с более высоким престижем, доходом, властью.
Все вышеперечисленные
социологические подходы
легли в основу статусно-ролевой концепции (Р. Линтон, Я. Л. Марено и