Социальные установки и ценности консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:36, реферат

Описание работы

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, — "Как я должен жить?" — является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен — проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, — то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Содержание

Введение 3
1. Социальные установки и ценности консультанта. 4
2. Ожидание клиента по отношению к консультанту и процессу
консультирования. 11
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

псих консульт.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Консультант не должен настойчиво и назойливо  побуждать клиента "рассказать все". Если мы каким-либо способом заставляем клиента рассказать о своей жизни, отношениях, чувствах больше, нежели он готов, то в другой раз клиент может не прийти, испытывая тревогу, вину и стыд из-за излишней откровенности с чужим человеком.

     Часто во время первой встречи клиент говорит  о многих проблемах, потому что практически никогда не бывает единственной проблемы. Затруднения на первый взгляд кажутся разрозненными. Тем не менее, если консультант внимательно выслушает клиента, он усмотрит разного рода связи между изложенными событиями, чувствами и установками. В ходе беседы важно отмечать повторяющиеся элементы в речи клиента. Они указывают на самые интенсивные реакции, на наиболее эмоционально окрашенные области опыта. Такие повторы выполняют роль специфичных "ключей" и помогают консультанту эффективнее вести беседу.

     С самого начала первой встречи консультант  должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, т.е. признал в их происхождении свое авторство. Клиент несет ответственность и за осмысленное использование времени консультирования. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Наше воспитание нередко противоречит требованию совместной с клиентом ответственности за консультирование. Консультант полагает, что сможет лучше справиться со своими обязанностями, переживая из- за проблем клиента сильнее, чем сам клиент. Однако мы принесем клиенту большую пользу, побуждая его глубже поразмыслить над своими проблемами. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить клиента от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности. Клиенту следует обучаться толерантности к некоторым дозам беспокойства, поскольку жизнь полна ситуаций, в которых приходится быть лично ответственным.

     Иногда  думают, что каждый раз клиент должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти от консультанта более самоуверенным, однако с болезненным пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования.

     Попытаемся  вслед за Eisenberg и Delaney (1977) указать  на важнейшие цели первой консультативной встречи:

     Поощрять  открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.

     Продвинуться  в направлении более глубокого  понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

     Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

     Передать  клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения  своих проблем.

     Обозначить  проблемы для дальнейшей работы.

     Иногда  в конце первой встречи клиенты  задают вопрос, почему надо встречаться с консультантом несколько или даже много раз. В таких случаях консультант должен объяснить: "Ваши проблемы возникли не сразу; они развивались постепенно, и Вы с ними живете уже некоторое время. Чтобы разобраться в проблемах, прежде всего необходимо довольно подробно ознакомиться с ними. Это требует времени, как, впрочем, обсуждение и решение проблем. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось годами". Такое объяснение помогает клиенту понять, что решение проблем — это не одноразовое действо, а довольно продолжительный процесс.

     Заканчивая  разговор о целях консультирования, обратим внимание еще на одну составляющую этого процесса. Это ожидания клиентов. Для начинающего консультанта - это ловушка, которую трудно или даже невозможно избежать. Для опытного консультанта - это соблазн, который необходимо постоянно преодолевать. Хочу рекомендовать вам никогда не начинать работу с клиентом, прежде чем вы не выясните, чего он ожидает от ваших встреч, от вашей совместной работы. Во-первых, прояснение ожиданий клиента многое может вам рассказать о его мировоззренческой позиции, ценностях, смыслах, о его ответственности. Во-вторых, прояснение ожиданий является самым безопасным способом преодолеть ту самую ловушку, которую расставляют для нас, консультантов, наши клиенты. Да-да! Клиенты слишком часто пытаются и делают с психотерапевтами то, что собственно и осложняет их жизнь. И мы первые должны обратить их внимание на эти особенности их поведения. Всегда быть более осознанным, чем твой клиент, - вот первейшая заповедь психолога-консультанта. В-третьих, те ожидания, которые предъявляют нам клиенты, - могут на самом деле являться ширмой, может быть даже, иллюзией самого клиента. Словом, вопрос о том, нужно ли верить клиенту в его ожиданиях, вопрос не дискуссионный.

 

      Заключение 

     Проделана большая работа и изучено большое  количество научной литературы на данную тему. В конце контрольной работы можно сделать ряд определенных выводов.

     Ценности  – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

     Консультанту  бесконечно важно знать, какое влияние  оказывают его ценности на ход  консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

     Аверин  В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова  В.А.,2001. – 191 с.

     Бельская  Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии: Учеб. пособие. Обнинск: ИАТЭ, 2000. – 194с.

     Р. Кочюнас “Основы психологического консультирования”, 1999 г. 

     Меновщиков  В.Ю. Введение в психологическое  консультирование . М.: Смысл, 1998. – 109 с.

     Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.

     Обозов  Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Центр  прикладной психологии, 1993. – 203с.

     Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальные установки и ценности консультанта