Социальные роли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

1. Социальная роль
1.1 Понятие социальной роли
1.2 Виды социальных ролей
1.3 Социальная роль и поведение человека

Работа содержит 1 файл

реф по соц психологии.docx

— 25.72 Кб (Скачать)

1.3 Социальная роль  и поведение человека

Ф. Зимбардо в 1971 году провел эксперимент и установил, что роль сильно влияет на поведение человека.

Рассмотрим это  влияние на примере группы студентов.

ОптимистСтанкин М. И. Социальная роль//Специалист. 2004. №2. С. 25 - 29

Бодрый, энергичный, активный, жизнерадостный студент. Он считает своим долгом хорошо и  отлично учиться, с удовольствием  помогает на занятиях и во внеучебное время преподавателю. Всегда готов защищать честь коллектива на любом поприще.

Уверенно смотрит  в будущее. Может стать прекрасным помощником преподавателя. Однако малейший его успех, помощь необходимо отмечать и ставить перед ним постоянно  усложняющиеся задачи.

Оптимиста необходимо тактично сдерживать и учить видеть в промахах товарищей не катастрофические ошибки, а естественные недостатки, за которые можно попенять и которые  товарищ сможет исправить.

Педагог.

Этот член коллектива постоянно анализирует то, что  говорят или делают другие. Он часто  делает замечания товарищам. Нередко  пытается «поставить на место педагога», подмечая малейшие ошибки старшего в  работе. Очень хорошо такому молодому человеку привести слова немецкого  ученого Г. Лихтенберга: «Отыскивать  маленькие недостатки -- издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая». Но иногда, чтобы установить с «педагогом» добрые отношения можно подыграть ему: «Как тонко Вы чувствуете человека!», «Вы поразительно догадливы».

Наставник.

Студент, чаше девушка, искренне заботится об успехах товарищей, иногда даже в ущерб себе. Наставник  всегда пытается помочь товарищам в  учебе, оказать содействие окружающим в решении любого вопроса. Наставник  может стать прекрасным помощником педагога.

Однако ему необходимо напоминать, что он сам должен быть примером для товарищей, не опускать руки при неудачах, рассматривать  любую жизненную неприятность как  наковальню, на которой куется успех.

Рассказчик.

Он очень любит  рассказывать окружающим, и студентам  в том числе, о своей жизни, о том, что с ним случилось  вчера или в недавнем прошлом. Нередко, разговаривая с кем-либо, с  удовольствием рассказывает о мифах  Древней Греции, о фактах из истории  страны, о жизни великих ученых, государственных деятелей.

Остановить его  очень трудно. Если есть возможность, доставьте ему удовольствие, послушайте его.

Но не теряйте  бдительность, не рассказывайте о  себе. Рассказчик может исказить то, что вы ему сказали, беседуя с  другими людьми. Исказить так, что  вы не узнаете того, о чем сами говорили.

Фанфарон.

Фанфарон постоянно сообщает окружающим о своих победах и достижениях. Без хвастовства он не может прожить ни одного дня. Чтобы поддерживать добрые отношения с хвастуном, дайте ему похвастаться вволю и только после этого перейдите к делу, ради которого был начат разговор. Не следует хвастуну отвечать взаимностью и рассказывать о собственных удачах. Он понимает, что его гиперболу могут воспринимать с юмором, боится подвоха и в то же время ни с кем не желает делиться успехами. Он органически не воспринимает чужие достижения, победы. Ему никогда не следует ставить в пример товарищей.

Неприкаянный.

Он все время  попадает впросак. Готовит к урокам не то, что было задано на дом. Не может  избавиться от неприятностей, а сочувствие только обостряет его нервозность. Замечать его промахи не следует. К нему следует относиться спокойно и сочувственно. В случае очередной  неудачи отвлекать разговором или  включением в какую-либо работу.

Удачливый.

Это студент, который  уже достиг в чем-то успеха и торопится  рассказать о своей удаче товарищам  или преподавателю. У него острая потребность похвалиться достигнутым, выслушать похвалу, а если удастся и поучить других. Его необходимо спокойно выслушать, а возможно и узнать что-то новое, полезное. За достижение успеха честным путем такого студента необходимо похвалить и поставить в пример другим членам коллектива.

Нытик.

Студент, смотрящий  на мир через траурные очки. Он буквально  живет своими и чужими неприятностями. Постоянно рассказывает о несчастьях, болезнях знакомых, товарищей, родителей. Если в разговоре с ним вы будете бодрым и активным -- это не даст нужного результата и может вызвать недовольство. Лучше терпеливо выслушать его и согласиться, что в жизни бывают трудности, с которыми необходимо бороться, но при этом нельзя становиться несчастным, забитым, страдающим. Нельзя не только говорить, но и думать о своих несчастьях, неудачах, болезнях, плохой памяти, рассеянности, иначе по механизму самовнушения вы все это приобретете.

Клоун.

Почти в каждой учебной  группе есть студент, считающий целью  своей жизни смешить окружающих. Позиция его проста -- я доставляю вам удовольствие и не стоит обращать внимание на мою учебу и дисциплину. Хорошо посмеяться над проделками клоуна, пошутить. А потом, объяснить, что без соответствующего образования, без глубоких знаний он мечту свою не осуществит, квалифицированным артистом не станет и пожелать ему, не изменяя юмору, добиться подлинного уважения товарищей и успехов в учебе, в жизни, чему юмор несомненно поможет.

В заключительной части  нашей работы мы уделили внимание проблеме влияния социальной на развитие личности человека. Мы выявили, что  это влияние очень велико. Не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той  или иной социальной роли, имеется  и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Однако не стоит «зацикливаться» на одной какой-то роли, ведь именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.

Социальные статусы  и роли как средства описания взаимосвязи  личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые»  научно-логические механизмы подключения  личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической  статусно-ролевой теории.  

Библиографический список

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2003. 264 с.

2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Спб.: СПбГУП, 2003. 616 с.

3. Свенцицкий А.Л.  Социальная психология. М.: ПРОСПЕКТ, 2003. 336 с.

4. Шайхисламов Р.Б. О месте социальной роли в социокультурной системе//Социально-гуманитарные знания. 2006. №2. С. 296 - 302

Информация о работе Социальные роли