Социальные потребности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 14:34, реферат

Описание работы

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Работа содержит 1 файл

Социальные потребности.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что американский доллар значительно  дороже в России, чем в США. Так, при стоимости оного доллара  в России 24 рубля нам бы пришлось платить за 1 кг. говядины 9Х24 = 216 рублей, но мы все-таки платим меньше. Преодоление  низшей планки уровня жизни превращает человека в нищего, в изгоя общества, преодоление высшей планки превращает человека в жирного кота, лишенного способности социальной ориентации, для него накопление материальных ценностей - жилья, денег, мебели, одежды, недвижимого имущества - превращается в самоцель и смысл жизни. Наиболее мерзким проявлением этой тенденции смысла жизни является алчность -когда во имя увеличения собственности человек готов совершить любое преступление.

Увеличение численности  двух противоположных слоев общества - бедных и богатых - признак несправедливости общественного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн. ожиревших от пресыщения материальными благами и 500 млн. человек голодающих. Ни один сознательный человек не должен оставаться равнодушным к этой несправедливости.

Но что такое  богатство и какую роль оно  должно играть в определении смысла жизни?

Принято считать, что богатство всегда представляет вещную, легко отчуждаемую от человека форму, цель материального производства, овеществленный результат от деятельности. Но такое представление о богатстве не исчерпывает его содержания и может ввести в заблуждение при определении его роли в образе жизни. А эта роль в зависимости от того, понималось ли богатство как самоцель в жизни или как средство более возвышенной деятельности в различных общественно-экономических формациях изменялось, обретая новое звучание. Исследуя этот вопрос в "Экономических рукописях 1858-1859 г.", Маркс отмечал, что в древнем обществе богатство не является самоцелью, исследовался всегда вопрос, какая форма собственности обеспечивает государству наилучших граждан. Богатство как самоцель выступает лишь у немногих торговых народов (у евреев средневекового общества). Поэтому древнее воззрение, согласно которому человек всегда выступает как цель производства, кажется куда возвышеннее по сравнению с современным миром, где производство выступает как цель человека, а богатство как цель производства.

И далее Маркс  дает расширительную глубоко гуманистическую  трактовку богатства. "На самом же деле, если отбросить ограниченную буржуазную форму... чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной природы?

Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без  каких-либо других предпосылок, кроме  предшествовавшего исторического  развития, делающего самоцелью эту  целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу".68

Из сказанного выше можно делать вывод: вещественное богатство (продукты питания, жилища, одежда, деньги, автомобиль, средства связи  и информации и др.) тогда являются гуманистической ценностью, когда они рассматриваются как средство всестороннего гармонического развития личности, но не как самоцель. По сравнению с вещественным богатством как самоцелью и смыслом жизни, всестороннее развитие личности имеет то преимущество, что оно неотчуждаемо и как таковое может быть использовано в различных изменяющихся обстоятельствах без ущерба престижу личности в обществе. Наоборот, неразвитость индивида, односторонняя профессиональная специализация может оказаться невостребованной на поворотных этапах общественного развития.

Вместе с тем, накопительство богатства как самоцель заслуживает упрека лишь в том  случае, когда оно происходит на фоне прогрессирующего обнищания окружающих людей или с использованием наемного труда. Тут уместна поговорка: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Такого человека можно пожалеть, но уважать -вряд ли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Название: Человек и его потребности 
Автор: Бережной Н.М., редактор: Диденко В.Д.
 
 

Борознова Н. Дяденька, прокати на мерседесе. Советская Россия. 19. XI. 98.

Булгаков С. Философия  хозяйства. М. 1990.

Григорьян Б. Т. Философская антропология. М. 1982.

Гегель Философия  истории. Соч. Т. VIII. 1934.

Ершов П. М. Потребности  человека. М. 1990.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Книга II. Соч. Т. 6, стр. 475, 489.

Маркс К. Экономические рукописи 1858-59 гг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч.1, с. 476.

Момджян К. X. Рефлективные парадигмы в социальной теории Маркса. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999,с. 89-101.

Нагибин Ю. Переулки моего детства. М. Современник. 1971.

Дети гибнут от наркотиков. Правда России. 22. VI. 1998.

Рок-иглы. Советская Россия. 20. Об. 1998 г.

Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994.

Иванчук Н. В. К  вопросу о формировании возвышенных  потребностей. В сб. Методологические проблемы коммунистического воспитания. Ред. Бережной Н. М. М. 1986.

Молодежь знает, что такое хорошо и что такое  плохо. Правда России. 20. 08. 1997.  

Информация о работе Социальные потребности