Социальные и биологические потребности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Человеком же разумным становится под действием общества.
Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный индивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движения материи), он имеет биологические потребности.
Цель данной работы: изучение биологических и социальных потребностей человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
I Основные потребности человека………………………………………..
Сущность и структура потребностей………………………………
Особенности и классификация потребностей………………………
II Характеристика социальных потребностей человека………………….
2.1 Понятие и классификация социальных потребностей……………..
2.2 Основные виды социальных потребностей………………………..
III Биологические потребности человека…………………………………
3.1 Базовые биологические потребности……………………………..
3.2 Основные биологические потребности ……………………………
IV Значение социальных и биологических потребностей человека в
онтогенезе………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Cписок используемой литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев эти потребности выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей – потребностей «для себя» и потребностей «для других» – пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других – о потребностях служебных и производных.

      Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима. Самый уважаемый человек – это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

 

 

III Биологические потребности  человека.

 

3.1 Базовые биологические  потребности

 

      Биологические потребности- это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

      Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями – желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы – это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

      Базисные биологические потребности порождают множество квазипотребностей. Так, например, базисная потребность в безопасности, включающая в себя потребность (квазипотребность) в поддержании постоянной температуры тела, порождает у человека потребность в одежде, а та, в свою очередь – потребность в производстве одежды, в создании технических средств для этого производства. Базисная биологическая потребность в безопасности порождает также потребность человечества в медицине, производстве лекарств и т. д. Эта же базисная потребность в безопасности, т. е. выживании, включает в себя потребности человека в пище и питье.

       Биологические потребности удовлетворяются материальными объектами.

Среди биологических  потребностей выделяют также принцип экономии сил, который может проявляться двояко: и как всем знакомая лень, и как стремление к изобретательству, к совершенствованию навыков.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет  только такое общение с природой, при котором остаются следы его самоутверждения в природе, то есть удовлетворяет не девственная, а измененная природа.

       К базовым потребностям человека можно отнести помимо пи­щи, воздуха, воды, одежды и жилища, можно отнести более сложные, но необходимые для человека условия:

• безопасность;

• тепловой, акустический, электромагнитный комфорт;

• состав воздуха, не приводящий к физиологическим  или генетическим аномалиям и  неприятным ощущениям;

• питьевая вода, не только не загрязненная и не угрожающая здоровью, но и приятная на вкус;

• сбалансированность питания, включая калорийность пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого организма, а также наличие незаменимых элементов пищи, таких, как незаменимые аминокислоты, витамины, жиры, белки, углеводы;

• определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т. е. экологическая чистота;

• продолжение  рода и получение сексуального удовлетворения. Важнейшие биологические потребности.

 

3.2 Основные  биологические потребности

 

Основные биологические  потребности или важнейшие потребности  человека к ним относиться:

• полноценный  сон и отдых, т.е . релаксация;

• защита от заболеваний  и антропогенных загрязнений;

• пространственный комфорт (определенное место в пространстве для каждого человеческого существа — жизнь без переуплотнения);

• комфорт природной (биогенной) среды, причем необходима именно та природная среда, к которой исторически адаптирована данная группа людей;

• ландшафтная  природная среда (определенная высота над уровнем моря, наличие или отсутствие определенных ветров, диапазон колебаний температуры и влажности атмосферного воздуха и т. п.);

• подвижность  и труд (гиподинамия — одна из базовых причин многих типичных болезней городского населения);

• информация, необходимая для здоровья и развития мозга (причем немаловажны и объем, и качество этой информации);

• биолого-социальный климат, т. е. определенное положение в иерархической структуре общества.

    К  естественным, эволюционно сложившимся потребностям относят и потребность в сопереживании, т. е. одной из эмоциональных основ поведения человека в социуме, а также наличие индивидуального участка в труде и жизни.

    Из  перечисленных потребностей видно, что многие из них на первый взгляд кажутся присущими лишь человеку, но на самом деле являются биологически обоснованными и эволюционно сложившимися. Поэтому они свойственны не только человеку, но и другим живым существам, особенно высшим животным, родственным человеку.

    Осознание  своих истинных потребностей очень важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются неестественные потребности и стремление к их реализации, тог­да гарантирован успех не только в социальной, но и в личной жизни: ощущение счастья, комфорта и т. д.

    Псевдо  потребности. Если биологические  потребности не реализуются, то  они заменяются псевдо потребностями, на­пример, в агрессии или лидерстве путем агрессии, либо в предметах роскоши. Подобная псевдо компенсация, в конечном счете, ведет не только к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих экологических законов, т. е. правил поведения человека в природе.

    В  физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь являются очень важной составляющей мысли­тельного процесса — интеллектуальной деятельности человека. Эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведет к постоянному стрессовому состоянию человека.

 

III. Значение социальных и биологических потребностей человека в

Oонтогенезе

 

Главную роль в  развитии конкретно-психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло введение в психологию Л.С. Выготским понятия обинтериоризации. Идеи Л.С. Выготского родились из анализа особенностей специфически человеческой деятельности – трудовой, продуктивной, общественной,то есть той, которая развивается только в условиях кооперации и общения людей.

     Внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности, исторически сложившейся в результате образования человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетического развития.  
     Он пришел к выводу, что в процессе онтогенеза происходит развитие качественно новых психологических структур, которые, формируясь в процессе совместной деятельности как бы взращиваются, то есть интериоризируются, становятся достоянием человека. В результате этого возникающие в процессе онтогенеза психологические новообразования сами начинают выступать в качестве факторов дальнейшего психического развития [3, C.51].

     Активность личности обуславливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Но процесс удовлетворения потребностей является внутренне противоречивым. Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. В процессе удовлетворения потребностей обнаруживаются противоречия, которые введут к развитию . С точки зрения Л.С. Выготского преодоление противоречий происходит в деятельности путем овладения определенными средствами – приемами, умениями, знаниями, что происходит в процессе обучения. При этом удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность.      Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку, является одной из центральных задач формирования личности.

Строение потребностей определяет и способы, какими они побуждают человека к действию. Опосредованные побуждения возникают в тех случаях, когда какая-либо достаточно  сильная и устойчивая потребность не может быть удовлетворена прямо, а предполагает промежуточные действия, выполнять которые у ребенка нет непосредственного желания. Таким образом, побуждения, идущие от сознательно поставленной цели или принятого намерения, свидетельствуют о том, что цель стала звеном в удовлетворении непосредственной потребности человека и там самым сделала опосредованным способ ее удовлетворения. Характерной особенностью

  Опосредованной потребности является то, что цель, поставленная человеком, будучи связана с возможностью удовлетворения его непосредственной потребности, приобретает способность побуждать деятельность, не имеющую своей собственной побудительной силой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Значение потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

    Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления.

       Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры.

      Человек может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо: 1) обладать смысл о образующим идеалом, высокой целью своей жизни. Все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни; 2) постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели; 3) каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков.

 

Список литературы.

1. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория. Москва: Юрист, 1997. – 381 с.;

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.;

3. Выготского  Л.С. Психология развития человека.-Москва:экосмо,2005-51с;

4. Кравченко  А.И. Основы социологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 384 с.;

5. Липсиц И.В. Экономика. – Москва: Инфра-М, 1998 – 289 с.;

6. Носова С.С. Экономическая  теория. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 364 с.;

7. Ухтомский А. А. Избранные  труды. - Л., 1978.-219с;

8. Явлинский Г.И. Экономика  России. – Москва: ЭПИцентр, 1995 –  482 с


Информация о работе Социальные и биологические потребности человека