Автор: Виви Ививи, 30 Ноября 2010 в 13:29, доклад
Для успешного функционирования системы дополнительного образования в современных условиях, представляется актуальным изучение социально-психологического портрета, мотивации учебного процесса и профессиональных ожиданий и установок студентов, вторично пришедших в ВУЗ.
Такого рода исследований еще очень мало. Одно из них было предпринято в 1996 году лабораторией социологии обучения и образования Московского современного гуманитарного университета. (6).
Основным методом был анкетный опрос более чем двух тысяч студентов очно-заочной формы обучения.
Исследование выявило две основные цели обучения: "прагматическую" - последующее удачное трудоустройство (51%) и "романтическую" - саморазвитие и повышение образованности (45%).
Социально-психологический портрет студента.
В связи с
распространением рыночных отношений
в нашем обществе сложилась противоречивая
социально-экономическая
С одной
стороны, невостребованным
Эта ситуация
вызвала появление в 90-х
В связи
с этим представляется
Социально-психологические
особенности студентов, получающих первое
высшее образование, достаточно полно
изучены благодаря комплексному лонгитюдинальному
исследованию, начатому еще в 70-е годы
лабораторией дифференциальной психологии
ЛГУ, Институтом образования взрослых
и Научно-исследовательским институтом
комплексных социальных исследований
под руководствомБ.Г.Ананьева.
Основной
аспект этой программы - изучение
возрастной динамики развития
психики взрослого человека. Результаты
этого исследования позволили
создать теоретико-эмпирическую базу
акмеологии, а также научно обосновать
концепцию непрерывного образования,
сформулированную в нашем обществе в середине
70-х годов.
Для успешного
функционирования системы
Такого рода
исследований еще очень мало.
Одно из них было предпринято
в 1996 году лабораторией социологии
обучения и образования Московского современного
гуманитарного университета. (6).
Основным
методом был анкетный опрос
более чем двух тысяч
Исследование
выявило две основные цели
обучения: "прагматическую" - последующее
удачное трудоустройство (51%) и "романтическую"
- саморазвитие и повышение образованности
(45%).
Выбор МСГУ
в качестве учебного заведения
обусловлен для 77% студентов международными
связями и стажировками; для 69%
студентов - возможностью получения
диплома зарубежного ВУЗа.
Основная
установка по завершению
Нам показалось
интересным исследовать
Это исследование
находится в самом начале в
ИПК "Теменос". В нем приняло
участие 124 студента первого и
второго курсов.
Основные
методы: анкетирование, беседа, анализ
курсовых работ.
Анализ результатов
анкетирования показал, что 85% студентов
составляют женщины, 15% - мужчины. Минимальный
возраст наших студентов - 21 год, максимальный
- 52 года; 87% студентов находятся в возрастных
границах 26 - 45 лет;61% состоят в браке, 23%
находятся в разводе, 16 % не состоят в браке.
Имеют детей 66% студентов, у 34% детей нет.
Анализ уровня
образования до поступления в
наш институт показал, что 80%
студентов имеют высшее
Таким образом,
большинство студентов
По направленности
первого образования 44% студентов
имели техническую
Большинство
наших студентов работает - 79%; 21% - не работает.
Студенты
работают в следующих областях:
- бизнеса - 26%;
- образования
- 20% (в т.ч. в психологии);
- обслуживания
- 18,5%;
- техники - 8%;
- науки - 0,5%;
- других - 15%.
Большинство
студентов работает в негосударственной
сфере (81%), в государственной - 19% студентов.
Причем, 61% студентов
оплачивает обучение
Таким образом,
большинство студентов могут
содержать семью и оплачивать
обучение, работая в негосударственной
сфере.
Оценивая
свое материальное положение, 62%
студентов считают, что оно
среднее; 17% - выше среднего; 16% - на
уровне прожиточного минимума; 5% - полностью
обеспечены.
Б ольшой интерес
представляют мотивы получения дополнительного
образования. Проблема мотивации является
одной из наиболее актуальных. Мотивация
учебной деятельности школьников и
студентов достаточно представлена
в отечественной литературе. Это работы
С.Л.Рубинштейна (1946); А.Н.Леонтьева (1975),
Л.И.Божович (1972), М.В.Матюхиной (1984), А.К.Дусавицкого
(1987), А.К.Марковой (1990), В.Т.Лисовского (1990;
1995;1997), А.Б.Орлова (1990), С.Епифановой (2000)
и др.
Среди различных
классификаций мотивов учебной
деятельности студентов, как
В условиях
дополнительного образования
Многие подчеркивали,
что учеба в институте
Это позволило
нам выдвинуть гипотезу о том, что
среди мотивов учебной деятельности студентов
психологического ВУЗа проявят себя мотивы:
а) самопознания
и самосовершенствования
Результаты
анкетирования выявили два
Среди вспомогательных
мотивов учебной деятельности
были выявлены мотив
Таким образом,
наше исследование обнаружило
следующий обобщенный
Список литературы.
1. Выпускник
80-х. Социологический очерк
2. О.Долженко. Студент
сегодня. // Alma mater, 1997, №3, с. 45-48.
3. А.К.Дусавицкий.
Мотивы учебной деятельности
студентов.Учебное пособие.
4. С.Епифанова.
Формирование учебной
5. С.Н.Иконникова,
В.Т.Лисовский. Динамика
6. М.Карпенко, М.Кибакин,
В.Лапшов. Социальный портрет студента
негосударственного вуза. // Высшее
образование в России, 2000г., №3, с.
99-105.
7. А.К.Маркова,
Т.А.Матис, А.Б.Орлов.
8. В.Г.Онушкин.
Образование взрослых: состояние
и перспективы развития. // Материалы
международной научно-
9. Проблемы непрерывного
образования. Обзорная информация.
Вып.2.- М.: НИИ проблем высшей школы, 1993.
10. Т.М.Чурекова.
Психолого-педагогические
11. С.В.Шкилеев.
Изучение мотивации учения в
младшем школьном возрасте. // Материалы
конференции студентов и
Информация о работе Социально-психологический портрет студента