Социально-психологический портрет студента

Автор: Виви Ививи, 30 Ноября 2010 в 13:29, доклад

Описание работы

Для успешного функционирования системы дополнительного образования в современных условиях, представляется актуальным изучение социально-психологического портрета, мотивации учебного процесса и профессиональных ожиданий и установок студентов, вторично пришедших в ВУЗ.


Такого рода исследований еще очень мало. Одно из них было предпринято в 1996 году лабораторией социологии обучения и образования Московского современного гуманитарного университета. (6).


Основным методом был анкетный опрос более чем двух тысяч студентов очно-заочной формы обучения.


Исследование выявило две основные цели обучения: "прагматическую" - последующее удачное трудоустройство (51%) и "романтическую" - саморазвитие и повышение образованности (45%).

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Социально-психологический  портрет студента.

В связи с  распространением рыночных отношений  в нашем обществе сложилась противоречивая социально-экономическая ситуация.  

 С одной  стороны, невостребованным оказался  ряд специальностей (инженеры, научные  работники и пр.), что вызвало явление безработицы и необходимость переподготовки и переквалификации широкого круга специалистов. С другой - материальное расслоение привело к появлению обеспеченных людей, имеющих средства для удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе и духовных. 

 Эта ситуация  вызвала появление в 90-х годах  платных факультетов и отделений  во многих ВУЗах, а также  сферы негосударственных образовательных  учреждений, которые достаточно  гибко среагировали на создавшуюся  социально-экономическую ситуацию с точки зрения образовательных программ по подготовке востребуемых обществом специалистов.  

 В связи  с этим представляется актуальным  изучение социально-психологических  особенностей студентов поствузовского  образования. 

Социально-психологические особенности студентов, получающих первое высшее образование, достаточно полно изучены благодаря комплексному лонгитюдинальному исследованию, начатому еще в 70-е годы лабораторией дифференциальной психологии ЛГУ, Институтом образования взрослых и Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований под руководствомБ.Г.Ананьева. 

 Основной  аспект этой программы - изучение  возрастной динамики развития  психики взрослого человека. Результаты  этого исследования позволили  создать теоретико-эмпирическую базу акмеологии, а также научно обосновать концепцию непрерывного образования, сформулированную в нашем обществе в середине 70-х годов. 

 Для успешного  функционирования системы дополнительного  образования в современных условиях, представляется актуальным изучение социально-психологического портрета, мотивации учебного процесса и профессиональных ожиданий и установок студентов, вторично пришедших в ВУЗ. 

 Такого рода  исследований еще очень мало. Одно из них было предпринято  в 1996 году лабораторией социологии обучения и образования Московского современного гуманитарного университета. (6). 

 Основным  методом был анкетный опрос  более чем двух тысяч студентов  очно-заочной формы обучения. 

 Исследование  выявило две основные цели  обучения: "прагматическую" - последующее удачное трудоустройство (51%) и "романтическую" - саморазвитие и повышение образованности (45%). 

 Выбор МСГУ  в качестве учебного заведения  обусловлен для 77% студентов международными  связями и стажировками; для 69% студентов - возможностью получения диплома зарубежного ВУЗа. 

 Основная  установка по завершению обучения  на предпринимательскую деятельность  в сфере бизнеса. 

 Нам показалось  интересным исследовать социально-психологический  портрет студентов и мотивацию  учебной деятельности при получении дополнительного образования в психологическом ВУЗе. 

 Это исследование  находится в самом начале в  ИПК "Теменос". В нем приняло  участие 124 студента первого и  второго курсов. 

 Основные  методы: анкетирование, беседа, анализ  курсовых работ. 

 Анализ результатов анкетирования показал, что 85% студентов составляют женщины, 15% - мужчины. Минимальный возраст наших студентов - 21 год, максимальный - 52 года; 87% студентов находятся в возрастных границах 26 - 45 лет;61% состоят в браке, 23% находятся в разводе, 16 % не состоят в браке. Имеют детей 66% студентов, у 34% детей нет. 

 Анализ уровня  образования до поступления в  наш институт показал, что 80% студентов имеют высшее образование; 15% - среднее специальное; 3% - бакалавриат; 2% - среднее образование. 

 Таким образом,  большинство студентов получают  в нашем институте второе образование. 

 По направленности  первого образования 44% студентов  имели техническую специальность; 42% - гуманитарную; 12% - естественно-научную; 2% - социально-экономическую. Беседы со студентами показали, что выбор первого образования у многих проходил под влиянием родителей, а второе они выбирают самостоятельно. Этим, вероятно, объясняется приход такого большого количества студентов, ранее окончивших технические ВУЗы.  

 Большинство наших студентов работает - 79%; 21% - не работает. 

 Студенты  работают в следующих областях: 

- бизнеса - 26%; 

- образования  - 20% (в т.ч. в психологии); 

- обслуживания - 18,5%; 

- техники - 8%; 

- науки - 0,5%; 

- других - 15%.  

 Большинство студентов работает в негосударственной сфере (81%), в государственной - 19% студентов. 

 Причем, 61% студентов  оплачивает обучение самостоятельно; 30-ти % обучение оплачивают супруги; 2-м % - родители; 2-м % - организация,  в которой работают студенты; 5-ти % - спонсоры. 

 Таким образом,  большинство студентов могут  содержать семью и оплачивать  обучение, работая в негосударственной  сфере. 

 Оценивая  свое материальное положение, 62% студентов считают, что оно  среднее; 17% - выше среднего; 16% - на  уровне прожиточного минимума; 5% - полностью обеспечены. 

Б ольшой интерес  представляют мотивы получения дополнительного  образования. Проблема мотивации является одной из наиболее актуальных. Мотивация  учебной деятельности школьников и  студентов достаточно представлена в отечественной литературе. Это работы С.Л.Рубинштейна (1946); А.Н.Леонтьева (1975), Л.И.Божович (1972), М.В.Матюхиной (1984), А.К.Дусавицкого (1987), А.К.Марковой (1990), В.Т.Лисовского (1990; 1995;1997), А.Б.Орлова (1990), С.Епифановой (2000) и др. 

 Среди различных  классификаций мотивов учебной  деятельности студентов, как правило,  выделяют три. Это: 1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии); 2) мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе); и 3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с "единомышленниками" - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).  

 В условиях  дополнительного образования мотив получения диплома меняет свое содержание, в то же время могут появиться новые ведущие мотивы, в том числе связанные с психологической направленностью нашего института. Чтобы выявить эти мотивы, на первом этапе исследования были проанализированы курсовые работы студентов по теме: "Самоанализ личностных изменений в процессе обучения". Обнаружилось, что в процессе обучения теории и практике психологического консультирования большинство студентов отмечают ускорение своего личностного роста, развитие рефлексии, становление зрелости личности, выраженное в принятии на себя ответственности за свое развитие и жизненные обстоятельства. 

 Многие подчеркивали, что учеба в институте помогает  им находить ответы на одни  из самих волнующих их вопросов: "Кто я такой?", "Каково мое истинное "Я"?, "Как я могу оптимально раскрыть свой личностный потенциал?". Студенты также отмечали большую роль полученных знаний и навыков в оптимизации межличностного взаимодействия, особенно с близкими.  

 Это позволило  нам выдвинуть гипотезу о том, что среди мотивов учебной деятельности студентов психологического ВУЗа проявят себя мотивы: 

а) самопознания и самосовершенствования личности и б) межличностного общения. Наша гипотеза подтвердилась. 

 Результаты  анкетирования выявили два ведущих мотива учебной деятельности студентов. Это мотив самопознания и самосовершенствования (потребности разобраться в своем внутреннем мире, решить актуальные личностные проблемы, осознать пути дальнейшего развития) - 56 % и профессионально-познавательный мотив (стремление к получению знаний по психологии, к приобретению интересной профессии, получению удовольствия от процесса учебы) - 50%. 

 Среди вспомогательных  мотивов учебной деятельности  были выявлены мотив приобретения  престижной специальности (как  потребность занять определенный статус в обществе и, благодаря работе, обеспечить материальное благосостояние) - 40% и мотив межличностного общения (как стремления общаться с интересными, близкими по духу людьми, приобрести опыт корректного общения и овладеть навыками коммуникативной компетентности) - 34%. 

 Таким образом,  наше исследование обнаружило  следующий обобщенный социально-психологический  портрет студента дополнительного  образования: это преимущественно  работающие в негосударственной  сфере лица в возрасте от 26-ти до 45-ти лет; состоящие в браке; имеющие детей; получившие первое высшее образование равно как гуманитарной, так и технической направленности; самостоятельно оплачивающие обучение. Ведущие мотивы учебной деятельности включают мотив самопознания и самосовершенствования и профессионально-познавательный мотив. То есть отражают потребности активной, стремящейся к зрелости личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Выпускник  80-х. Социологический очерк под  ред. В.Т.Лисовского. //Человек и общество. Вып. 26, С-Пб: НИИКСИ, 1990. 

2. О.Долженко. Студент  сегодня. // Alma mater, 1997, №3, с. 45-48. 

3. А.К.Дусавицкий. Мотивы учебной деятельности  студентов.Учебное пособие. Харьков:  ХГУ, 1987. 

4. С.Епифанова.  Формирование учебной мотивации. // Высшее образование в России; 2000г.,№3, с.106-107. 

5. С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский. Динамика ценностных  ориентаций молодежи в период  реформ. //Материалы международной  научно-практической конференции  "Молодежь в условиях социально-экономических  реформ". Вып.1, С-Пб.: СПГУ, 1995. 

6. М.Карпенко, М.Кибакин,  В.Лапшов. Социальный портрет студента  негосударственного вуза. // Высшее  образование в России, 2000г., №3, с. 99-105. 

7. А.К.Маркова,  Т.А.Матис, А.Б.Орлов. Формирование  мотивации учения. М.: Просвещение,  1990. 

8. В.Г.Онушкин.  Образование взрослых: состояние  и перспективы развития. // Материалы  международной научно-практической  конференции "Молодежь в условиях  социально-экономических реформ", Вып.1, С-Пб: СПГУ,1995. 

9. Проблемы непрерывного  образования. Обзорная информация. Вып.2.- М.: НИИ проблем высшей школы, 1993. 

10. Т.М.Чурекова. Психолого-педагогические проблемы  непрерывного образования. // Международный  сб. научных трудов: Психолого-педагогические  основы непрерывного образования. - Кемерово, 1996. 

11. С.В.Шкилеев.  Изучение мотивации учения в  младшем школьном возрасте. // Материалы  конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге 21 века: Актуальные проблемы. Тезисы докладов. - М., 1999, с. 220. 
 

Информация о работе Социально-психологический портрет студента