Социально-психологический механизм общения (внушение)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:59, доклад

Описание работы

Внушение — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.
В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Работа содержит 1 файл

Внушение.docx

— 26.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Витебский государственный  университет им. П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

По дисциплине: Социальная психология

На тему: социально-психологический  механизм общения (внушение).

 

 

 

 

 

Подготовила:

студентка ФСП и П

3 курса 33гр.

Балашонок Ольга

Проверила:

Старший преподаватель

Шкетик Е.В.

 

 

 

 

 

Витебск, 2012

 

Внушение  — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. При внушении  сначала происходит восприятие информации,  содержащей  готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо  отсутствует,  либо  она значительно ослаблена,  а восприятие  информации, настроений,  чувств,  шаблонов  поведения базируется  на  механизмах  заражения и подражания.

Внушению  должны быть присущи следующие характеристики.

1. Целенаправленность  и  плановость. Внушающее воздействие осуществляется  на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам  его организаторов и тем условиям,  в которых они проводятся. 

2.  Конкретность  объекта  внушения.  Внушающее воздействие эффективно  в отношении строго  определенных  групп и слоев населения,  при обязательном  учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое  восприятие  информации  объектом  внушения.  Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не  нуждается ни  в системе логических  доказательств,  ни  в активной мыслительной деятельности.

4.  Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является формирование определенных реакций и поступков людей, соответствующих намерениям его инициаторов.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит:

а) от способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами, как:

•  интеллект и находчивость;

•  воля и уверенность  в себе;

•  кругозор и компетентность;

•  доброжелательность к  объекту;

•  собственная убежденность в том, что внушается;

б) от содержания внушения, определяемого:

•  характером внушаемой  информации;

•  ее местом в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость  к внушению условно можно оценить  в 50%, в середине — в 30, в конце  — в 70%);

в)  от  внушаемости объекта воздействия,  связанной с отношением  объекта к субъекту.  Объект  внушения  всегда  изучает субъект (большей частью  неосознанно), причем в следующей последовательности:

•    сначала  происходит  оценка  качеств  субъекта,  определяющих  его  способность внушать (т.е. его  интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;

•  затем  объект  как  бы  выясняет  для  себя,  имеет  ли  субъект  психологическое  превосходство  над  ним  (установлено,  что  при  общем  положительном  отношении  к субъекту объект может  приписывать ему даже такие психологические  качества, которыми тот  в  действительности  не  обладает,  а  при  общем  отрицательном  отношении  объект «лишает» субъекта и тех качеств, которые ему действительно присущи).

Внушение  основано  на  использовании  внушаемости  (суггестивности)  людей. Это свойство  психики,  проявляющееся  в  ее  податливости  психологическому  воздействию. Оно связано с возрастными (дети более внушаемы, чем взрослые), половыми (женщины более внушаемы, чем мужчины), индивидуальными психическими особенностями людей, с их силой воли, жизненным опытом, а также с широтой кругозора, компетентностью и рядом  других  факторов.  По  мере  накопления  жизненного  опыта,  научных и профессиональных знаний восприимчивость человека к внушению снижается, однако и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены ему.

Общая  внушаемость  обусловлена  особенностями психического  развития

конкретной личности, она  свойственна всем людям, хотя в разной степени. Ситуативная внушаемость  возникает  как  следствие  аномальных  состояний  психики,  дефицита информации и т.д. Внушаемость  также  разделяют  на  индивидуальную  и групповую. Групповая внушаемость  обеспечивается  взаимовнушением (заражением)  между членами группы.

Под психическим заражением понимают процесс передачи эмоционального состояния от одного  индивида  к другому на  психофизиологическом  уровне  контакта  — помимо  смыслового воздействия или дополнительно к нему. Например, посредством заражения передается такое психическое состояние, как паника, в результате которой организованная группа превращается  в неуправляемую толпу. В процессе  заражения на  каждого члена группы действует не только внушающий субъект, но и другие члены группы, что заметно увеличивает общий эффект внушения.

Внушаемость  усиливают  следующие  особенности  психического  развития

конкретной  личности:  привычка  повиноваться,  безответственность,  робость, стеснительность, застенчивость, доверчивость,  повышенная  эмоциональность,  впечатлительность,  мечтательность, тревожность, слабость логического мышления, склонность к подражанию, склонность к фантазированию, суеверность и религиозность.

Внушаемость усиливают  следующие ситуативные факторы: телесное расслабление, сонливость, утомление (общее, органов чувств, мышления), боль, сильное эмоциональное возбуждение,  озабоченность,  ощущение  безвыходности положения,  скука,  симпатия  к субъекту, слабая воля, низкая критичность мышления, слабые монотонные раздражители; некомпетентность  в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде  деятельности; малая степень их значимости для людей; отсутствие опыта действий в сложной или незнакомой обстановке; дефицит времени для принятия решения; неожиданность внушения.

Внушаемость  усиливают  некоторые  заболевания  (или  определенные  состояния) объекта:  умственная  отсталость,  физическое  истощение,  нервно-психическая астения (повышенная  утомляемость,  неустойчивость  настроения,  нарушение сна),  наркомания, алкоголизм, импотенция.

Объект  может  оказывать  сопротивление  внушающему  воздействию  субъекта, которое  называется  контрсуггестией.  Способность к нему  зависит от  особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности.

Сопротивляемость  внушению  подразделяется,  во-первых,  на  намеренную  и ненамеренную. Основой ненамеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность  во  всем  сомневаться,  недоверчивость  и другие  проявления  общей критичности.  Намеренная  сопротивляемость  внушению  действует  на  осознаваемом уровне  психики:  объект  воздействия сознательно анализирует то,  что ему пытаются внушить,  сопоставляет  содержание  внушения  со  своими  знаниями,  взглядами, убеждениями и т.п. Во-вторых, различают индивидуальную и групповую сопротивляемость внушению.

Индивидуальная  сопротивляемость  представляет  собой противодействие внушению  со стороны одного человека. Установлена положительная зависимость этой разновидности сопротивляемости  от  индивидуальных  и возрастных  особенностей  психики (стойкости взглядов  и убеждений,  богатства жизненного  опыта,  общей критичности,  соотношения между рациональными и эмоциональными сторонами психики и т.п.).

Под  групповой  сопротивляемостью  понимается  сопротивление внушению  со стороны группы как целого. Эта разновидность сопротивляемости внушению зависит от качественного состава группы:  степени ее  сплоченности,  единства  целей и мотивов деятельности и других факторов. Чем менее развиты межгрупповые связи и отношения, тем слабее групповая сопротивляемость. Установлено также, что общая сопротивляемость группы всегда ниже сопротивляемости отдельных, наиболее устойчивых ее членов. В-третьих, различают общую и специальную сопротивляемость внушению. Общая обусловлена таким качеством, как критичность людей по отношению к попыткам что-то внушить им. В целом, она широка по спектру действия, но слаба по силе (хотя имеются существенные  различия  между людьми  по  этим  параметрам).  Специальная сопротивляемость внушению имеет более узкую сферу действия, вплоть до отношения к конкретному человеку  или конкретной  внушаемой информации.  Например,  человек,  воспитанный на  определенных  принципах,  не  воспримет противоречащую  им информацию (предать Родину, отказаться от своих убеждений и т.д.).

Сопротивляемость  внушению  изменчива.  Один  и  тот  же  объект  обнаруживает разную  степень  сопротивляемости  внушению  по  отношению  к  разным  субъектам  внушения и разному содержанию внушаемой  информации.

Сопротивляемость  внушению  характеризуется  динамизмом.  Величина  реальной сопротивляемости  внушению  постоянно колеблется  как в сторону понижения,  так  и  в сторону повышения. При своем росте она может привести к такой величине, когда любое внушающее  воздействие  бесполезно.  Так,  высокой  сопротивляемостью  внушению обладает  солдат  в  атаке.  В  это  время  что-либо  внушать  ему  не  имеет  ни  малейшего смысла.

Процесс  внушения  представляет  собой  замкнутую  систему  «субъект-объект», которая включает в себя три взаимосвязанных структурных компонента:

•  операциональный (т.е. воздействие субъекта);

•  процессуальный (т.е. принятие внушающего содержания объектом);

•  результативный (т.е. ответные реакции объекта).

В сложном акте взаимодействия субъекта и объекта внушения обычно выделяют два этапа: подготовительный и исполнительный.  На  подготовительном  этапе  субъект воздействия сначала психологически готовит объект к восприятию последующего содержания внушения, т.е. снижает его сопротивляемость  внушению  и повышает  внушаемость.  Для этого он использует приемы релаксации  (психофизического расслабления), а также опирается на нечто жизненно  значимое для объекта внушения, укоренившееся в его психике. Потом субъект «вводит» в психику объекта и закрепляет в ней нужные ему образцы мышления, психических состояний, поведения.

Основным  содержанием  психологического  воздействия  в  этом  случае  является использование  способов и приемов специфического и неспецифического внушения.

Специфическое внушение осуществляется посредством распространения конкретных идей, представлений, образов и другой информации с целью замещения существующей установки и провоцирования определенной поведенческой реакции объекта воздействия.

При  специфическом  внушении  используют  только  вербальные  (речевые)  средства влияния, и оно  обычно является составной частью убеждения, значительно усиливающего его эффективность.

Различают следующие основные способы специфического внушения.

1.  «Приклеивание  ярлыков».  Используется  для того,  чтобы опорочить какую-то идею,  личность  или явление посредством оскорбительных  эпитетов  или метафор,

вызывающих негативное отношение.

2.  «Сияющее  обобщение».  Заключается в обозначении конкретной  идеи  или личности  обобщающим  родовым именем,  имеющим положительную эмоциональную окраску.  Цель  — побудить  объект  воздействия принять и одобрить  преподносимое понятие или суждение.  Этот  способ  позволяет скрывать  отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не провоцировать негативные ассоциации.

3. «Перенос» (трансфер). Суть его — вызвать через преподносимый образ (понятие, лозунг,  идею)  ассоциацию  с чем-либо  или кем-либо,  имеющим в глазах  объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым.

4.  «Свидетельство». Заключается в цитировании высказываний личности, которую уважает или,  наоборот,  ненавидит объект  воздействия.  Высказывание,  как  правило, содержит  положительную  оценку  преподносимой  идеи  (понятия,  суждения)  и  ставит своей  целью  побуждение  объекта  воздействия  к принятию  навязываемого ему положительного или отрицательного мнения по этому поводу. Обычно используется как элемент манипулирования сознанием противника.

5.    «Игра   в  простонародность».  Основана  на  побуждении  объекта внушения  к отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с позитивными ценностями  вследствие  «народности»  этих  идей  либо  вследствие  принадлежности источника информации к так называемым простым людям.

6.    «Перетасовка  фактов».  Заключается в тенденциозном подборе только положительных или только  отрицательных реальных  фактов  для доказательства справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения, понятия, явления).

7.   «Общая  платформа». Этот способ основан на побуждении объекта воздействия принять  содержащуюся  в информации  идею  (суждение,  оценку,  мнение)  на  том основании, что якобы большинство представителей данной социальной группы разделяют ее.

Неспецифическое  внушение  осуществляется  путем провоцирования  у объекта воздействия отрицательных психических состояний,  вызывающих  определенное поведение. В процессе  его осуществления речевые (вербальные) факторы сочетаются  с неречевыми  (невербальными).  Основная  цель  неспецифического  внушения  — формирование у объекта воздействия астенических состояний. В основе формирования астенических состояний лежит феномен фрустрации. Под ним понимают переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация возникает у людей вследствие реального или кажущегося неудовлетворения их потребностей в физической и социальной безопасности, в общении, в пище, в бытовых удобствах и т.д.

Информация о работе Социально-психологический механизм общения (внушение)