Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:29, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.
Существует четыре группы причин конфликтов:
объективные
организационно- управленческие социально-психологические личностные |
объективные субъективные |
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные
причины начинают действовать тогда,
когда предконфликтная
Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.
И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.
К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:
естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
Третья
группа причин имеет социально-
Психологическая причина конфликтов — различное осмысление участниками конфликта-недоразумения на разных уровнях иерархии психики каждого из них того, что произошло в жизни и того, что ещё не свершилось, но последствия чего возможно уже определённо различимы в будущем.
Язык сам даёт подсказку к построению бесконфликтных отношений между теми, кто стремится изжить в себе животный строй психики или строй психики зомби и быть Человеком, помогающим коллегам и прочим окружающим на общем пути к человечности: постоянно ДОРАЗУМЕВАТЬ, чтобы не возникало недоразумений, выражающихся во взаимной нетерпимости, перерастающей в открытые конфликты.
Это
не означает, что «не мытьём, так
катаньем» следует навязать оппоненту
своё мнение, так или иначе перепрограммировав
его психику или подавив его волю к деятельности;
либо же успокоить оппонента и усыпить
его активное противоборство, сказав ему,
что он, безусловно, прав, а самому остаться
при своём неизменном мнении и продолжать
вести скрытно от него деятельность прежнего
характера.
«ДОРАЗУМЕВАТЬ» в данном случае означает:
постоянно выявлять нравственные, мировоззренческие
причины, особенности мироощущения и мышления
(как процесса), в результате которых разные
люди в одних и тех же обстоятельствах,
на основе вроде бы одной и той же информации
приходят к взаимно исключающим мнениям
(на разных уровнях их психики), что является
основой внутренней конфликтности психики
индивидов и выражается в их поведении
как “борьба с самим собой”, так и конфликты-недоразумения
между ними.
Проблема взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Даже если самого человека не очень волнуют отношения с другими людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.
Понимание противоположной стороны в формировании взаимоотношений позволяет реально оценить положение вещей и существенно облегчает сосуществование сторон.
В жизни любые психологические возмущения, в том числе на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера, так или иначе влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать “ершистости” и нетерпимости, следовать “золотому правилу” вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе.
Недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызвать и такие казалось бы, простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, все то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью.
Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость влияют такие факторы как:
Вывод
Возможные
значительные потери и искажения
информации в процессе межличностного
общения (ограниченность словарного запаса
человека вообще и конкретного человека
в частности, недостаток времени, сознательное
утаивание информации, трудности понимания
из-за фильтров информации, невнимательности,
трудностей быстрого понимания). Услышанное
человек обычно не воспринимает на веру,
а оценивает, делая выводы, отличающиеся,
а иногда противоположные тому, что сказал
собеседник.
Непонимание
людьми того, что при обсуждении
проблемы, особенно сложной, несовпадение
позиций часто может быть связано
не с действительным расхождением во взглядах
на одно и то же, а с подходом к проблеме
с различных сторон (как в притче о пяти
слепых мудрецах и слоненке).
Различные
способы оценки результатов деятельности
и личности друг друга (начальник
оценивает результаты работы подчиненного,
беря за основу оценки то, что ему, подчиненному,
не удалось сделать по сравнению с идеалом,
нормой, целью, другими подчиненными, делающими
эту работу на отлично, в то время как подчиненный
оценивает свою работу по достигнутому
результату). В итоге одна и та же работа
оценивается совершенно по-разному. Это
приводит к конфликтам.
Список литературы
1. Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990
2. Кравченко А.И. Социология. – М.: Акад. Проект, 2001
3. Радугин А.А., К.А.Радугин. Социология. - М.: Центр, 2001.
4. Соколов С. В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
Информация о работе Социально-психологические причины конфликтов