Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:59, реферат
В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Почему же происходит кризис национальной идентичности, ведущей к пробуждению сознания народа? Каковы психологические причины роста этнической идентичности, какие стратегии используются людьми для поддержания коллективной этнической идентичности? Ответы на все эти вопросы можно получить, исследуя социально-психологические характеристики этнических групп.
Введение …3
Глава I. Исследование этнических групп в социальной психологии
1.1 Сущность понятия "группа". …4-5
1.2 Этнос. Этническая группа …5-6
1.3 Этническая идентичность …6-9
Глава II. Характеристика национальных особенностей в этнопсихологии
2.1 Этнодифференцирующие характеристики …10-13
2.2 Психологические причины роста этнической индентичности …14-15
Глава III. Межэтнический (межнациональный) конфликт
3.1 Сущность и причины межэтнического конфликта …15-16
3.2 Динамика межнационального конфликта …17
Список использованной литературы …18
Критерий приписывания более важен, когда этничность проявляется в явных физических характеристиках, например расовых различиях.
Когда же нет явных межгрупповых различий, важнее может оказаться внутренний выбор человека, и группа его примет, даже если по крови он – "чужой".
В полиэтническом обществе люди демонстративно поддерживают позитивную групповую идентичность, проявляя предубеждения по отношению к представителям других этнических групп и уклоняются от тесного взаимодействия с ними.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведёт к полной ассимиляции, т.е. принятию норм, обычаев, языка чужой группы, вплоть до полного растворения в ней.
Множественная идентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатством ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Это благотворно сказывается на личности, росте выходцев из межэтнического брака.
Существует и маргинальная этническая идентичность. В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них. Такие люди, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты. Они могут быть агрессивно настроенными националистами – в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе.
Но случаев ассимиляции, маргинализации и биэтнической идентичности меньше, чем попыток любыми путями поддержать свою этническую идентичность.
Иными словами, при сравнении своей этнической группы с другими, люди чаще всего стремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность. У членов группы доминантного большинства обычно не возникает с этим особых трудностей.
Существует ещё одна стратегия позитивной этнической идентичности – стратегия социальной конкуренции. В этом случае позитивные различия устанавливаются в прямом соревновании. Очень часто такая стратегия социальной конкуренции перерастает в ситуации межэтнической напряжённости. Дело доходит до кровопролитных войн.
Один из сложнейших вопросов социальной психологии — вопрос о национальных особенностях человеческой психики.
Каждая нация имеет специфические
для
нее психические черты и
Понятие национального характера по своему происхождению не теоретико-аналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними — географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы имели в виду совершенно разные вещи. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента и эмоциональных реакций народа. Другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т.д. Однако социальная и психологическая природа этих явлений различна.
Национальный
характер подразумевает систему
свойств не отдельного индивида, а
многочисленной группы — нации или
народности. Каждая нация имеет свою
специфическую культуру, систему
знаков, символов, обычаев и т. д.
Но как связано все это с
индивидуальной психологией? Из факта
существования национальной культуры
еще не вытекает, что и каждый
отдельный человек, принадлежащий
к данной нации, обладает определенным
набором национально-
На
уровне повседневного, обыденного сознания
наличие психологических
Но как научно объяснить эти особенности? Во-первых, хотя «национальный ореол» свойствен многим элементам, формы во всех видах искусства, его интенсивность и определенность далеко не одинаковы. Мы прекрасно представляем себе, например, отличие интонационного строя русской песни от итальянской, мотивов украинского орнамента от узбекского, отличие пластических структур в армянском и китайском зодчестве, по не существует таких явлений, как «русский рисунок», «немецкий колорит», «испанская перспектива», «английские пропорции», «итальянская архитектоника», «грузинская композиция», «украинская гармония»; лишь в редких случаях печать национального своеобразия задевает эти грани художественной формы.
Также
очень трудно сказать, какие именно
психологические особенности
Не
легче оказывается и
Европейца,
впервые попавшего в Японию, поражает
и даже шокирует, что японец улыбается
не только когда ему весело, но и
когда ему делают выговор или
когда он сам сообщает вам печальную
весть, например известие о смерти ребенка.
Неопытный человек нередко
Понять это многообразие символов, жестов, реакций не так-то легко.
Распространенные
в обыденном сознании стереотипные
представления о
Склонность
рассматривать и оценивать
Национальное (как и любое другое групповое) самосознание, чувство «мы» обязательно предполагает соотнесение (и в этом смысле — противопоставление) этого «мы» какому-то «они». Все познается в сравнении. Но сравнение это не всегда бывает объективным: «своя рубашка ближе к телу», групповое сознание и чувство «мы» способствует сплочению и интеграции этнической группы. Этот акцент на различиях имеет и психологические причины. Л. С. Выготский указывал, что осознание сходства требует более развитой способности к обобщению и концептуализации, чем осознание различий; сознание сходства предполагает наличие обобщения или понятия, охватывающего ряд сходных объектов, тогда как осознание различий возможно и на чувственном уровне.
Субъективность
и оценочность любых
Существует несколько объяснений, почему в современном мире обострилось национальное чувство, чувство принадлежности к определенному народу (этносу). Это чувство еще называют этнической идентификацией.
Все вопросы этнической идентичности обостряются по мере роста социальной и экономической нестабильности.
Одна из психологических причин роста этнической идентичности в этом веке – поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина лежит на поверхности и не требует особых доказательств.
Это
интенсификация межэтнических контактов,
как непосредственных (трудовая миграция,
перемещение миллионов
Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.
Именно в такой период человеку свойственно ориентироваться, прежде всего, на этнические общности и нередко преувеличивать позитивное отличие своей группы от других.
Многие люди "погружаются" в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо "зацепиться" за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в Казахстане такими группами оказались межпоколенные общности – семья и этнос. Этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно в нашей стране, так как советская паспортная система превратила "национальность" в расовую категорию, определяемую по "крови", тогда как в других странах это понятие означает гражданство.
Социологические школы объясняют рост этнической идентичности следующими причинами:
а)
реакцией отставших в развитии народов
на этнокультурное разделение труда, порождающее
экономическую и
Информация о работе Социально-психологические характеристики этнических групп