Социально - антропологические взгляды на феномен человека.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы - понимание сущности человека в современном человекознании и развитие его в социуме.

Задачей работы является рассмотрение антропологии как науки, изучающей феномен человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека.

Работа содержит 1 файл

реферат на тему Социально.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Единство биологического, социального и духовного в  человеке. 
 

Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство. 

Но в таком  случае должна быть некая сила, способная  соединить в человеке природные  и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечетельное изобретение человеческого рода - культура. 

Человек понимается, таким образом, не как чисто природное  существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное. 

Если человек  является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой - био-социо-культурной, то его изучение предполагает: 

Познание целостности  человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле - целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле; 

Познание каждой из трёх сторон бытия - биологической, социальной, культурной - в её относительной  самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы - таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества - таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры - таково содержание культурантропологии; её проблематика - принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой. 

Разумеется, все  три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская  антропология в определённых пунктах  пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем. 

в)Третий уровень  научного человекознания определяется необходимостью вычленения различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности ради их углублённого познания, ибо оно требует специфических методов; таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. - нет нужды перечислять все эти отрасли знания, тем более, что развитие научной мысли непрерывно расширяет - и будет расширять в дальнейшем - круг частных отраслей человековедческого знания; 

Есть, наконец, ещё  одна антропологическая по сути своей  наука, которая занимает в этой сфере знания особое место - назову её “антропологией искусства”; правда, как относительно самостоятельная дисциплина она делает лишь первые шаги, оставаясь в большинстве случаев растворённой в искусствознании. 

И здесь будет  уместно коснуться темы духовности. 

Духовность. 
 

В эпоху тоталитарной переоценки ценностей, одна из наиболее актуальных проблем любой общности - это формирование единого духовного  пространства. 

Одной из характерных  особенностей развития духовной жизни  нашей эпохи является всевозрастающий интерес к проблеме человека. Эта сложная и многоплановая проблема превратилась в идейную доминанту нашего времени, вышла на первый план в политике и идеологии, в общественных и естественных науках, в искусстве и литературе. “В наше время проблема человека в том или ином аспекте превратилась в общую проблему не только философии, но, по существу, всех естественных, общественных и технических наук, всех сфер художественного осмысления действительности, всей системы культуры”, - считает П.Н.Федосеев. 

Ясперс считает, что человека, конечно можно исследовать  в качестве тела - в физиологии, души - в психологии, общественного существа - в социологии, т.е. исследовать его  как продукт природы и истории. Но всё это, по его мнению, “скорлупа”, потому что человек - это всегда нечто большее, чем он о себе знает и может знать.

Информация о работе Социально - антропологические взгляды на феномен человека.