Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:54, реферат
Цель данной работы - понимание сущности человека в современном человекознании и развитие его в социуме.
Задачей работы является рассмотрение антропологии как науки, изучающей феномен человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека.
Единство биологического,
социального и духовного в
человеке.
Не менее очевидно,
что биологическая и социальная
стороны человеческого бытия являются
именно сторонами, неразрывно друг с другом
связанными, образующими противоречивое
единство.
Но в таком
случае должна быть некая сила, способная
соединить в человеке природные
и социальные его качества, сила,
становящаяся системообразующей в его
реальном существовании. Такую роль играет
самое, пожалуй, замечетельное изобретение
человеческого рода - культура.
Человек понимается,
таким образом, не как чисто природное
существо и не как чисто социальное,
и не как биосоциальный “кентавр”,
а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.
Если человек
является, как явствует из сказанного,
трёхстороней системой - био-социо-культурной,
то его изучение предполагает:
Познание целостности
человеческого бытия в единстве
его сущности и существования, в
изоморфизме его филогенеза и онтогенеза,
в диалектике общего (общечеловеческого),
особенного (личностного, уникального);
таково назначение философской антропологии;
её проблемное поле - целостное бытие человека,
его место в мире, его отношение к природе,
обществу, культуре, к другому и самому
себе, смысл его существования на земле;
Познание каждой
из трёх сторон бытия - биологической,
социальной, культурной - в её относительной
самостоятельности; речь идёт, следовательно,
во-первых, об изучении того, как проявляются
в жизни человека на всех её уровнях (родовом,
групповом и индивидуальном) и во всех
аспектах (структурном, функциональном
и эволюционном) законы природы - таково
проблемное поле биологической (в частности,
медицинской) антропологии; речь идёт,
во-вторых, об изучении взаимоотношений
человека и общества - таково содержание
социальной антропологии, проблемное
поле которой определяется тем, что общество
даёт человеку и что он даёт обществу,
как общество создаёт условия совместного
существования и коллективной деятельности
людей и как они создают и пересоздают
своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих,
об изучении взаимодействия человека
и культуры - таково содержание культурантропологии;
её проблематика - принципы сотворения
человеком “второй природы” как “мира
человека”, “ноосферы”, искусственной
среды обитания, и пути сотворения человека
культурой.
Разумеется, все
три антропологические
в)Третий уровень
научного человекознания определяется
необходимостью вычленения различных
конкретных сторон, свойств, процессов
человеческой жизни и деятельности ради
их углублённого познания, ибо оно требует
специфических методов; таковы конкретные
медицинские науки, психология, педагогика,
этика и т.д. - нет нужды перечислять все
эти отрасли знания, тем более, что развитие
научной мысли непрерывно расширяет -
и будет расширять в дальнейшем - круг
частных отраслей человековедческого
знания;
Есть, наконец, ещё
одна антропологическая по сути своей
наука, которая занимает в этой сфере знания
особое место - назову её “антропологией
искусства”; правда, как относительно
самостоятельная дисциплина она делает
лишь первые шаги, оставаясь в большинстве
случаев растворённой в искусствознании.
И здесь будет
уместно коснуться темы духовности.
Духовность.
В эпоху тоталитарной
переоценки ценностей, одна из наиболее
актуальных проблем любой общности
- это формирование единого духовного
пространства.
Одной из характерных
особенностей развития духовной жизни
нашей эпохи является всевозрастающий
интерес к проблеме человека. Эта сложная
и многоплановая проблема превратилась
в идейную доминанту нашего времени, вышла
на первый план в политике и идеологии,
в общественных и естественных науках,
в искусстве и литературе. “В наше время
проблема человека в том или ином аспекте
превратилась в общую проблему не только
философии, но, по существу, всех естественных,
общественных и технических наук, всех
сфер художественного осмысления действительности,
всей системы культуры”, - считает П.Н.Федосеев.
Ясперс считает, что человека, конечно можно исследовать в качестве тела - в физиологии, души - в психологии, общественного существа - в социологии, т.е. исследовать его как продукт природы и истории. Но всё это, по его мнению, “скорлупа”, потому что человек - это всегда нечто большее, чем он о себе знает и может знать.
Информация о работе Социально - антропологические взгляды на феномен человека.