Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Существующая система социальной работы с гражданами пожилого возраста (различные центры социальной реабилитации, организации медико-социальной и социально-психологической помощи и т.д.) сосредоточены в городской черте и минимально представлены в сельской местности. Например, в Махнёвском муниципальном образовании [15] проживает 7044 из них 1739 человек старше 55 лет, но при этом кроме отдела по начислению компенсаций льготным категориям граждан и больницы других организаций по работе с гражданами пожилого возраста нет.
В связи с этим можно сформулировать проблему в выбранном нами исследовании – при достаточно обширных формах и методах социальной работы с людьми пожилого возраста основная их масса реализуется в городских условиях. В сельской местности они представлены минимально.

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с пожилыми людьми.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Уральский государственный педагогический университет»

Институт  социального образования

Кафедра истории и теории социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 

Социальная  работа с пожилыми людьми в сельской местности

Курсовая  работа 
 
 

 
 
 
Исполнитель:

Иванов Иван Иванович,

студент ________ группы

очного (заочного) отделения

_______ ___________________

   дата                  подпись

  Научный руководитель:

Беляева М. А., канд. пед. наук,

доцент  кафедры  истории и теории социальной работы

оценка: ________________________ 

___________  ___________________

      дата                        подпись


    • Екатеринбург 2012
     

     

        Содержание 
     
     

     

    Введение

     

        Каждый  возраст обладает своими уникальными  особенностями, накладывающими отпечаток на личное развитие и на взаимодействие с окружающим миром. В этом есть свои плюсы и минусы. Учитывая этот аспект, мы выбрали в качестве темы исследования «Социальную работу с пожилыми людьми в сельской местности».

        Чем обусловлен этот выбор? Согласно данным последней переписи населения [7] в сельской местности проживает 26,3% от общего количества населения. Из них 22,1% люди старше 60 лет – это огромная социальная группа, требующая особого внимания и не всегда его получающая в связи с удалённостью от административных центров и более низкими доходами, по сравнению с пожилыми людьми, проживающими в городе, а также и более низкими возможностями в получении качественного медицинского, социального обслуживания. Всё это накладывается на возрастные особенности этой категории граждан, влияя на их качество жизни [3, 8].

        Существующая  система социальной работы с гражданами пожилого возраста (различные центры социальной реабилитации, организации  медико-социальной и социально-психологической помощи и т.д.) сосредоточены в городской черте и минимально представлены в сельской местности. Например, в Махнёвском муниципальном образовании [15] проживает 7044 из них 1739 человек старше 55 лет, но при этом кроме отдела по начислению компенсаций льготным категориям граждан и больницы других организаций по работе с гражданами пожилого возраста нет.

        В связи с этим можно сформулировать проблему в выбранном нами исследовании – при достаточно обширных формах и методах социальной работы с  людьми пожилого возраста основная их масса реализуется в городских условиях. В сельской местности они представлены минимально.

        Поэтому целью нашей работы является анализ существующей практики социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности.

        Объект  – Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

        Предмет – Особенности реализации социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности.

        Изучением социальной работы с пожилыми людьми занимались Холостова Е.И., Басов Н.Ф., Альперович В., Балабанов С., Саралиева З.-Х. М., и другие.

        В рамках выбранной темы предлагается решить следующие задачи:

    1. Определить особенности пожилого возраста: физиологические, психологические и социальные. Выявить основные потребности данной категории граждан.
    2. Изучить технологии применяемые в социальной работе с гражданами пожилого возраста
    3. Проанализировать существующий опыт реализации социальной работы на селе с гражданами пожилого возраста.

        В ходе данной работы была сформулирована следующая гипотеза - практика социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности представлена в основном в форме материальной поддержки (льготы, пособия, дополнительные выплаты и т.д.), а социально-психологическая поддержка и социально-медицинское обслуживание сведены к минимуму.

        В работе использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики социальной работы.

     

    Глава 1. Особенности пожилого возраста

     

        Средняя продолжительность жизни - величина переменная, свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя продолжительность жизни является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки. Рассмотрим более внимательно те изменения, которые происходят с человеком при достижении пожилого возраста, так как это служит основой для понимания того, что и как следует учитывать при работе с пожилым человеком. Позволяет взглянуть на его жизненную ситуацию с его позиции и реализовать принцип комплексности и адресности в процессе оказания помощи.

    1.1. Физиологические изменения в пожилом возрасте

     

        Старение  человека — как и старение других организмов, это биологический процесс  постепенной деградации [1] частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Физиологические изменения значительно влияют на качество жизни пожилых людей.

        Старение, являясь естественным физиологическим процессом, само по себе не является болезнью. Хотя старение человека и является нормальным процессом, оно сопровождается сложным комплексом возрастных изменений практически во всех органах и системах организма. Постепенно увядает кожа, седеют волосы [11]. Кости становятся хрупкими, суставы теряют подвижность. Слабеет работа сердца, сосуды становятся менее эластичными, замедляется скорость кровотока. Меняется обмен веществ, повышается уровень холестерина, липидов, сахара крови. Нарушается деятельность системы дыхания, пищеварения. Снижается активность иммунной системы. Уменьшается зоркость, слабеет слух, снижается острота других органов чувств. Ослабевает деятельность эндокринной и нервной системы [1, 7]. Возрастные изменения организма хотя и не являются болезнью в медицинском смысле, но вызывают ощущение болезненности, недужности, немощи.

        Говоря  обыденным языком – старость это  время разрушения организма человека и это разрушение начинается с  клеточного уровня. В это время происходят два основных процесса - уменьшение числа клеток и изменение способности этих клеток к делению (например, бесконтрольное деление клеток, что может привести к возникновению опухолей) [7]. У пожилых риск возникновения опухолей и сложности при их лечении значительно возрастают.

        Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старение заключается в постепенном  снижении жизнеспособности организма: изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели. Потеря клеток неодинакова в различных органах и тканях одного и того же организма. Темп старения клеток определяется также их отношением к той или иной функциональной системе.

          Возрастные сдвиги, происходящие  в результате старения клеток  и тканей, обусловливают значительные  изменения в регуляции функций  органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь, приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга, извилины истончаются, соответственно, борозды расширяются. Однако, наряду с дистрофическими нарушениями в клетках головного мозга, происходят адаптационные изменения.

        Основные  проявления старения человека связаны  с возрастными изменениями функций  центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность  процессов возбуждения и торможения. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляется чувствительность обоняния, уменьшаются острота зрения и сила аккомодации глаза, постепенно понижается верхняя граница слуха [1].

        Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы.

          В процессе старения развиваются  атрофические и склеротические  изменения в эндокринной системе.  Аналогичные изменения происходят  и в дыхательной системе: несколько  увеличивается частота дыхания, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция. Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы. С возрастом также увеличивается вероятность онкологических заболеваний.

        Возрастные  изменения сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет у человека уменьшается масса сердца. У пожилых  и тем более старых людей снижается  частота сердечных сокращений в  состоянии покоя. При умеренных  физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащения сердечного ритма, что, с одной стороны, предохраняет сердце от чрезмерного напряжения, а с другой — ограничивает кровоснабжение органов и систем организма [7].

        Повышение артериального давления связано  главным образом с ухудшением эластических свойств аорты и ее главных ветвей, уменьшением их растяжимости. Атеросклероз – это заболевание кровеносных сосудов. Его причины - повышение липидов в крови, токсическое влияние внешних и внутренних факторов (наличие вирусов, иммунных комплексов), повышение артериального давления (гемодинамическая нагрузка на стенки сосудов). Атеросклероз встречается чаще у мужчин в возрасте старше 45 лет. Заболеваемость атеросклерозом прямо пропорциональна содержанию холестерина в крови. Атеросклероз часто приводит к инфаркту миокарда. Одной из наиболее распространенных форм атеросклероза является атеросклероз артерий головного мозга. Он приводит к развитию инсульта. По сути дела инсульт головного мозга это то же самое, что и инфаркт миокарда.

        Деменция (приобретённое слабоумие) - это стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых [11]. В отличие от олигофрении, слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости. Старческий склероз (атеросклероз сосудов головного мозга) является одной из основных причин деменции.

        Болезнь Альцгеймера — наиболее распространённая форма деменции, неизлечимое дегенеративное заболевание, впервые описанное  в 1906 году немецким психиатром Алоисом  Альцгеймером. Как правило, она обнаруживается у людей старше 65 лет, но существует и ранняя болезнь Альцгеймера — редкая форма заболевания.

        Болезнь Паркинсона – заболевание пожилых  людей, чаще всего развивается в  возрасте 70-80 лет. К сожалению, в последние  десятилетия болезнь Паркинсона неуклонно «молодеет», и поэтому нередки случаи возникновения паркинсонизма на шестом десятилетии жизни и даже раньше.

        Остеопороз  — заболевание, связанное с повреждением (истончением) костной ткани, ведущее  к переломам и деформации костей. Кости с возрастом истончаются, становятся менее прочными и упругими. Частично это объясняется тем, что примерно после 35 лет вымывание из костей кальция идёт более интенсивно, нежели его отложение в костной ткани. Это свойственно всем, но у некоторых людей выражено особенно сильно и ведёт к остеопорозу. Остеопороз особенно распространён у пожилых женщин: после 60 лет им страдает каждая четвёртая. У мужчин он возникает вчетверо реже.

          У людей старческого возраста  часто случаются падения, вызывая  различного рода травмы (переломы, вывихи, ушибы). Причина падений в этом возрасте самая разная — снижение зрения и слуха, недостаточность координации движений, слабость мышц и головокружения. При остеопорозе падения особенно опасны – переломы в этих случаях почти неизбежны.

          В процессе старения происходит значительное изменение функций мочевых органов. Уменьшается концентрационная способность почек и в связи с этим у многих увеличивается ночной диурез. Нередко такой диагноз — результат повышенной чувствительности, раздражения сфинктеров мочевого пузыря. У мужчин частые ночные позывы и увеличенное количество мочи ночью во многих случаях связаны с наличием аденомы, гипертрофии предстательной железы, у женщин — с опущением и фибромиомой матки. В пожилом возрасте многие женщины страдают опущением органов малого таза и недержанием мочи при смехе и чихании. У многих проявляются застойные явления крови в малом тазу.

        Психическая симптоматика, требующая профессионального  вмешательства, также свойственна  патологии пожилого возраста. Особенно часто она развивается у людей, которых при наличии узкой адаптации к старости постигли тяжелые несчастья.

        Диапазон  переживаний стареющего человека с  изменением его биологических, социальных возможностей довольно широк, и старение по-разному воспринимается разными людьми. Для одних переход в старость осуществляется гладко, изменения, сопровождающие ее, воспринимаются спокойно. У других могут быть временные психологические сдвиги в ответ на специфические жизненные обстоятельства. Рассмотрим наиболее характерные отклонения.

        Тревожные состояния — ложная психологическая  реакция. Обычно их рассматривают как  следствие внутриличностного или  межличностного конфликта или как  результат угрожающих внешних обстоятельств. Ощущение тревоги может возникать  без определенных причин и являться частым симптомом в старости. Оно может быть ответом на специфическую стрессовую ситуацию, которая выражается открыто или скрыто и характеризуется снижением адаптации индивидуума к старению.

        Нарушение сна — частая жалоба людей пожилого и старческого возраста. Трудность засыпания, недостаточный сон, а также беспокойный сон с частыми пробуждениями — такие жалобы можно услышать и от нормально стареющих. Эти нарушения отражают возрастные изменения физиологии сна и могут быть связаны с тревожными состояниями.

        Ипохондрический синдром — тревожная озабоченность  состоянием своего здоровья, убеждение  в наличии той или иной болезни  при отсутствии действительного  заболевания. Этот синдром часто  наблюдается у людей пожилого возраста как при нормальном состоянии, так и в резко выраженной форме при функциональных и органических поражениях мозга. Течение и структура ипохондрического синдрома определяются тем заболеванием, на фоне которого он развивается. Среди лиц пожилого возраста ипохондрический синдром чаще встречается у женщин. Во многих случаях ипохондрический синдром может рассматриваться как уход человека от неудач в болезнь.

          Пожилые люди часто страдают  депрессиями. В жалобах больных  обычно доминируют общая подавленность,  мрачные размышления, чувство тревоги, физический упадок, расстройства сна, вегетативные нарушения в виде диффузных патологических ощущений или мучительных расстройств функций отдельных органов. При наблюдении пациента отмечаются малая выразительность мимики, отсутствие живости, облик, отражающий бессилие и усталость, монотонно-приглушенный голос и тревожное беспокойство.

        Итак, особенностью многих заболеваний у  лиц пожилого возраста является сложное  сочетание заболеваний, атипичное  течение болезни без выраженной температурной реакции, местных изменений и относительно быстрое присоединение тяжелых осложнений. Кроме этого, именно физиологические изменения лежат в основе ощущения болезненности, недужности, немощи.

          Следует помнить, что бездействие  и недостаточная тренировка для  умственных способностей так же пагубны, как и длительное устранение или даже резкое снижение двигательной активности для физических функций организма. Связь с семьей и друзьями — важнейший стимул для сохранения желания жить и быть здоровым. Даже если человек одинок, он не должен забывать о том, что жизнь не теряет привлекательности до тех пор, пока сохраняется способность познавать и поддерживать отношения с обществом.

        Знание  физиологических изменений происходящих в пожилом возрасте значительно  облегчает понимание того каким образом должна быть построена социальная работа с данной категорией нуждающихся в помощи людей. А профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, остеопороза и других позволит повысить качество жизни пожилых граждан.

    1.2. Психо-социальные особенности пожилого возрастa

     

        Отношение к старости различно от негативного  до положительного. В самовосприятии старение может приводить к снижению самооценки, неуверенности в себе, недовольству собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому. Как следствие возникает брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе- эгоистичность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне. Все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

        В тоже время фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных  проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Например,  Н.Ф. Шахматов считает, что изучение изменений в старости «без учёта положительного опыта в восприятии данного возраста, будет ограниченным». [23. С.61]

        Изменения в пожилом возрасте можно разделить  на две сферы:

        1. В интеллектуальной - появляются  трудности в приобретении новых  знаний и представлений, в приспособлении  к непредвиденным обстоятельствам.  Сложными могут оказаться самые  разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости ( переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)

        2. В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.

        В своей теории развития французский психолог Шарлота Бюлер выделяет пять фаз развития; последняя, пятая фаза начинается в 65-70 лет. Исследователь считает, что в это время многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются.

        Восьмой кризис (Э.Эриксон) [10] или пятая фаза (Ш.Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает , что смерть- естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти.

        Психологи утверждают, что страх смерти - это  чисто человеческое чувство, такого нет. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: «Смерть для человека реально не существует, он с нею «не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть- его нет. Поэтому ее не стоит страшиться».

        Пекк (американский психолог), развивая идеи Эриксона о восьмом кризисе, говорит  о подкризисах этого периода [10].

        Первый-переоценка собственного «Я» независимо от профессиональной карьеры. То есть человек должен, прежде всего для себя определить, какое место он занимает в жизни после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены мундиры, звания и должности.

        Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, когда приходится признать, что молодость, красота, стройная фигура, крепкое здоровье остались далеко в прошлом. Для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины-второго.

        Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд  этапов психологического старения, которые  не зависят от паспортного возраста.

        На  первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной, через чтение специальной литературы, написание специальной литературы, темы. Если же она обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй.

        На  втором этапе наблюдается сужение  круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В  общении с окружающими уже  преобладают разговоры на бытовые  темы, обсуждение телевизионных передач, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, а кто профессором философии.

        На  третьем этапе на первое место выходит здоровье. Любимая тема для разговора - лекарства, способы лечения, травы и тому подобное. И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

        На  четвертом этапе смыслом жизни  становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке -редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми- ровесниками, почтовая переписка, в основном чтобы узнать, скольких еще осталось пережить.

        И, наконец, на пятом этапе происходит снижение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность  и общение почти отсутствуют.

        Один  из основателей отечественной психологии Б.Г. Ананьев   объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, «некоторые « начинающие» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. И вывод, который делает ученый: « Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращение многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».

        Психическое старение многообразно, диапазон его  проявлений весьма широк. Обратимся  к основным его типам.

        В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости:

        1) старик-негативист, отрицающий у  себя какие-либо признаки старости;

        2) старик- экстравертированный, признающий  наступление старости через внешние  влияния и путем наблюдений  за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.д.);

        3) интровертированный тип, для которого  характерно острое переживание  процесса старения. Человек не  проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п.

        И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические  типы старости [15]:

        Первый  тип - активная творческая старость, когда  ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д.- живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

        Второй  тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. Т.е. для этого типа стариков характерны тоже хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

        Третья  тип (преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

        Четвертый тип-это люди, смыслом жизни которых  становится забота о собственном  здоровье. С этим связаны и разнообразные  формы активности, и моральное  удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению  своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

        Наряду  с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:

        а) агрессивные, старые ворчуны, недовольные  состоянием окружающего мира, критикующие  все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями;

        б) разочарованные в себе и собственной  жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

        Отдельно  следует выделить типы приспособления личности к старости

        Довольно  широко в мировой психологической  литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она  выделяет пять типов приспособления личности к старости:

        1) Конструктивное отношение человека  к старости, при котором пожилые  и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены  эмоциональными контактами с  окружающими людьми. Они в меру  критичны по отношению к себе  и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.

        2) Отношение зависимости. Зависимая  личность -это человек, подчиненный  кому-либо, зависимый от супружеского  партнера или от своего ребенка,  не имеющий слишком высоких  жизненных претензий и благодаря  этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

        3) Оборонительное отношение, для  которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом , который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;

        4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся  «переложить» на других людей  вину и ответственность за  собственные неудачи, не совсем  адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

        5. Отношение враждебности человека  к самому себе. Люди такого  типа избегают воспоминаний, потому  что в их жизни было много  неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

        Психиатр  М.Мак-Каллох , первым изучивший влияние  животных на психику человека, в  результате анкетирования пришел к выводу, что домашние животные делают человека спокойнее, а некоторым людям, перенесшим серьезные душевные потрясения , таких «четвероногих лекарей» просто необходимо назначать.

        Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом подтачивает и физическое отсутствие человеческих контактов, разрушает личность, ее социальный строй. «Прямыми опытами доказано, -писал академик А.И. Берг,- что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция-это начало безумия. Информация, стимулирующая мышление, связь с внешним миром также необходима, как пища и тепло, мало того-как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на планете.»

        Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться зову одиночества - значит отодвинуть старость.

        Итак, отношение к старости всегда было различным, но так или иначе исследователи  отмечают, что старость это время переоценки, созерцания прошедшей жизни. В этот период человеком может овладеть страх смерти, на фоне изменения социального статуса человека происходит ухудшения здоровья и сужение круга общения.

        Все представленные здесь основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого возраста.

     

    Глава 2. Направления и  технологии социальной работы с пожилыми людьми

    2.1 Социальная помощь и поддержка пожилых людей

     

         Как уже было отмечено, основным признаком  принадлежности человека к такой  социальной общности как пожилые люди, является возраст. В большинстве стран мира он составляет 60 лет и выше [10]. Социальная работа с этой категорией населения должна строится исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования, которые мы рассматривали в предыдущей главе. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

         1. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей, что приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей [4].

         2. Выключение пожилого человека  из активной жизнедеятельности  и изменение характера его  взаимоотношений с окружающими  людьми. Пожилой возраст сегодня - это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста.

         3. Резкое снижение социального  статуса пожилого человека в  обществе. Утрата привычного социального  положения, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам

         4. Наличия большого количества  свободного времени и качество  наполнения. Утратив необходимость посвящать значительное количество времени работе, человек не всегда в состоянии сам, без посторонней помощи найти адекватное своим новым возможностям занятие. В такой ситуации часто можно наблюдать две “крайние” возможности развития событий. Либо родные и близкие пожилого человека стремятся полностью освободить его от всех домашних проблем и дел, под предлогом того, что он заслужил отдых, его немощи и слабости. Либо, наоборот, домашние начинают воспринимать пожилого человека как “дополнительные рабочие руки” в домашнем хозяйстве, на которые можно переложить все заботы, в результате чего пожилой человек превращается в домашнюю прислугу [12].

         Основными направлениями социальной работы, как профессиональной деятельности по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции, в отношении пожилых людей являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве.

         Основными формами социальной поддержки пожилых  людей являются

         - система пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

         - система пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;

         - обеспечение и развитие трудовой  занятости пожилых людей, с  учётом их возможностей и способностей  и при условии контроля за  соблюдением их прав со стороны  работодателей;

         - создание и развитие системы  учреждений для самореализации  пожилых людей и их самоутверждения  в новом социальном качестве (клубы,  кооперативы, общественные организации  и союзы);

         - адресная социальная поддержка  одиноких пожилых людей и пожилых  супружеских пар;

         - формирование в обществе должного  отношения к пожилым людям  на всех уровнях его организации.

         Основной  целью социальной поддержки пожилых  людей должно стать обеспечение  им возможности войти в новую  систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

         Социальная  помощь - это деятельность по полному  или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

         1. Социальное обслуживание (ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), то есть, обеспечение пожилого человека всем необходимым в денежной или натуральной форме, в виде конкретных услуг [18]. Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

         2. Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы социального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-психологические [12].

         Отдельно  следует оговорить, что пожилые люди в нашей стране обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных целым спектром нормативно правовых актов принятых в Российской Федерации (Конституция РФ ст 7,39,41). Однако изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, трудности вхождения и участия в социокультурном пространстве. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации, адаптации и социальной помощи престарелым людям. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.

         Итак, социальная помощь и поддержка пожилых  людей в первую очередь направлена на компенсацию (материальную, социальную, медицинскую и психологическую) постепенно утрачиваемых социальных возможностей.

    2.2 Особенности реализации  социальной работы  с пожилыми людьми  на селе

     

         Как показывает практика, важным средством  активизации социальной работы на селе являются опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитывать при активизации социальной работе на селе, [19. С. 275 - 278.] являются:

         1. Тесное срастание со средой  обитания. Для сельского жителя  общие условия и ресурсы окружающей  природной среды - плодородие  или состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и так далее - остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Как правило, сельские жители досконально знают особенности своей местности. Причем экологическая составляющая определяет выбор системы земледелия, состав культивируемых растений и пород животных, соотношение разных отраслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы коммуникаций и даже конкретные формы социальных общностей. Из природной среды сельский житель традиционно через средства для укрепления своего здоровья, лечения болезней, в процессе хозяйственной деятельности ориентируется на многолетние наблюдения за погодно-климатическими закономерностями в их взаимосвязи с различными природными явлениями. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, - важнейший источник формирования национального характера, оздоровления и организации жизнедеятельности сельских обществ.

         2. Личное подворье. Исторический опыт  жизнедеятельности сельской семьи  свидетельствует, что во все  времена основным средством ее  выживания был труд на личном  подворье. Независимо существующего  общественно строя, политической и экономической ситуации в стране, трудясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд на личном подворье - самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6 соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырех человек. Но это возможно только при правильном ведении хозяйства. Поэтому социальные работники и социальные педагоги должны вооружать сельских жителей сельскохозяйственными знаниями, повышать культуру сельскохозяйственного производства.

         3. Приверженность традициям. В сельской  местности проживает в основном  коренное население страны, унаследовавшее  историческую память предшествующих  поколений. Крестьянство по-прежнему  ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной деятельности и всего жизненного уклада общества от природы диктовала ориентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных от предков. Отход от производственного и экологического опыта многих поколений мог обернуться катастрофой. Запрограммированные природным воздействием консерватизм и приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума, условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и других. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального педагога и социального работника.

         4. Роль семьи. Семья в деревне  воспринимается как хозяйственная  единица, как форма правильной  организации жизни взрослого  человека, как источник поддержки  и средство выживания. В сельской  местности в понятие «семья» вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе - это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, источников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видов занятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.

         5. Роль систем неформальной поддержки.  В сельской местности взаимосвязи  людей и их солидарность в  ощущениях и идентичности приводят  к сильной взаимосвязи друг  от друга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем в поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и другая. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, - важное средство социальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать социальному педагогу и социальному работнику.

         6. Межсемейная кооперация. Часто без  помощи государства и других  структур люди сами организуют  домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.

         7. Роль общественного мнения. В  пространственно-ограниченной сельской  среде большое значение имеет  общественное мнение. К примеру,  действиям властей, когда они  ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители - «чужаки», то есть те, которые не были изначально его жителями - «своими» в сознании местных селян. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в отдельности.

         Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности; использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказании помощи человеку, его семье, общине.

         В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.

         Специфику социальной работы на селе обуславливают:

         • особенности ценностных ориентации - психотип сельского жителя, который включает:

         • определенный консерватизм;

         • основательность;

         • неторопливость;

         • приверженность традициям;

         • терпимость;

         • непритязательность в быту;

         • бережное отношение к природе;

         • социальные условия жизни, труда, быта, досуга и проблемы, порождаемые этими условиями;

         • особенности сельской социальной среды, которой присущи:

         • открытость жизни каждой семьи;

         • тесные соседские связи;

         • сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений;

         • занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом;

         • близость к природе.

         Факторы, значительно осложняющие социальную работу на селе:

         • ограниченный доступ к социальным услугам - таким как образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др.;

         • низкий уровень государственной  социальной помощи, ограниченное число  источников общественной и частной  поддержки - социальные службы, как  правило, расположены в городах  и райцентрах; в сельской местности  очень мало активно действующих общественных организаций социальной направленности;

         • изолированность и территориальная  отдаленность - сельские жители, проживающие  на территории одной сельской (поселковой) администрации, как правило, рассеяны на больших площадях, удаленных друг от друга;

         • отсутствие конфиденциальности - в  небольших городах, рабочих поселках, селах и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уровень  конфиденциальности, какой может  быть обеспечен в городах;

         • консерватизм и социальная инертность;

         • низкий образовательный уровень  населения;

         • недостаточная анонимность - социальные работники, социальные педагоги, особенно горожане, часто испытывают трудности  из-за того, что не могут оградить от жителей села свою личную жизнь;

         • слаборазвитая социальная инфраструктура. Проблемы, типичные для сельской социальной практики:

         • социально-терапевтическая помощь людям в обретении душевного  равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической  устойчивости к тяготам современной  жизни; в преодолении жизненных проблем;

         • алкоголизм, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической  помощи, невысоком культурно-образовательном  уровне населения злоупотребление  алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;

         • помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем;

         • медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного  комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям;

         • обеспечение досуговой занятости  детей, подростков, молодежи, взрослого  населения;

         • трудообеспечение граждан; содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов;

         • помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки;

         • помощь социально неблагополучным  семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия;

         • помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому; внедрение альтернативных форм дошкольного образования;

         • содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в  трудоустройстве, социальной адаптации  к новым условиям жизни;

         • социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности; профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека;

         • устранение межнациональных, межэтнических  конфликтов; налаживание добрососедских отношений.

         Главные социально-психологические факторы, которые необходимо учитывать при  осуществлении социальной работы на селе.

         • тесное срастание со средой обитания. Для сельского жителя ресурсы  окружающей природной среды - плодородие земли, состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение водными ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и т. д. - остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения;

         • личное подворье. Во все времена  основным средством выживания большинства крестьянских семей был труд на личном подворье;

         • приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений;

         • роль семьи. Семья в деревне воспринимается очень широко: и как хозяйственная единица, и как форма правильной организации жизни взрослого человека, и как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие "семья" вкладывается нечто большее, чем в городе. Как правило, понятием "семья" охватывается большее число людей - это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями;

         • роль систем неформальной поддержки. В  сельской местности взаимосвязи  людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимозависимости друг от друга;

         • межсемейная кооперация. Как правило, на селе люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с  городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики;

         • роль общественного мнения. В пространственно  ограниченной сельской среде большое  значение имеет общественное мнение. Если городские жители могут позволить себе невидимую для коллег частную жизнь, то не селе все находятся "на виду" у односельчан и любые поступки в труде, личной жизни не остаются без внимания. Можно сказать, что на селе социальный контроль носит более выраженные формы.

         Итак, социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия. В каждом отдельном случае методы и формы помощи могут быть различны.

     

    Заключение

     

        В 2002-2004 Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации было проведено исследование, которое было просвещено изучению проблем качества жизни пожилых в России [3]. В ходе которого выявлено, что основная разница между пожилыми горожанами и пожилыми сельскими жителями в доступности как медицинского, так и социального обслуживания. Так же было выявлено, что лишь 5% пожилых людей проживающих на селе ощущают на себе помощь со стороны социальных служб. Данная ситуация, согласно проведённому нами исследованию сохранилась и по сей день.

        Анализируя  существующую практику социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности было выявлено, что в подавляющем большинстве случаев социальная помощь представлена в виде материальной (льготы, доплаты, пособия) помощи. Социальное обслуживания чаще имеет стационарный характер. Пожилому человеку предлагают на определённый срок или на постоянной основе находится в специализированном учереждении (например: реабилитационный центр, медицинский стационар, дом престарелых и инвалидов), но учитывая специфику мирровозрения не каждый соглашается оставить своё хозяйство. При этом пожилого человека на селе характеризует низкий уровень запросов по отношению к качеству жизни.

        В ходе нашего исследования гипотеза - практика социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности представлена в основном в форме материальной поддержки (льготы, пособия, дополнительные выплаты и т.д.), а социально-психологическая поддержка и социально-медицинское обслуживание сведены к минимуму – была подтверждена.

        Особенностью многих заболеваний у лиц пожилого возраста является сложное сочетание заболеваний, атипичное течение болезни без выраженной температурной реакции, местных изменений и относительно быстрое присоединение тяжелых осложнений. Кроме этого, именно физиологические изменения лежат в основе ощущения болезненности, недужности, немощи.

          Следует помнить, что бездействие и недостаточная тренировка для умственных способностей так же пагубны, как и длительное устранение или даже резкое снижение двигательной активности для физических функций организма. Связь с семьей и друзьями — важнейший стимул для сохранения желания жить и быть здоровым. Даже если человек одинок, он не должен забывать о том, что жизнь не теряет привлекательности до тех пор, пока сохраняется способность познавать и поддерживать отношения с обществом.

        Знание  физиологических изменений происходящих в пожилом возрасте значительно облегчает понимание того каким образом должна быть построена социальная работа с данной категорией нуждающихся в помощи людей. А профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, остеопороза и других позволит повысить качество жизни пожилых граждан.

        Отношение к старости различно, но так или иначе исследователи отмечают, что старость это время переоценки, созерцания прошедшей жизни. В этот период человеком может овладеть страх смерти, на фоне изменения социального статуса человека происходит ухудшения здоровья и сужение круга общения.

        Все представленные здесь основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают  всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого возраста.

         Основной  задачей социальной помощи и поддержки пожилых людей в первую очередь является компенсация (материальная, социальная, медицинская и психологическая) постепенно утрачиваемых социальных возможностей.

         Социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия. В каждом отдельном случае методы и формы помощи могут быть различны.

     

    Список  использованной литературы

     
    1. Биология  старения. Отв. ред. В.В. Фролькис - Л.: Наука,1982. – 616 с.
    2. В.М.Васильчиков "Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения" // http://thanatos.oedipus.ru/gerontologiya/v_m_vasilchikov_uspekhi_i_problemy_ gerontologicheskoi_sluzhby_sistemy_sotsialnoi_zashc
    3. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ — Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения.—М., 2001.—226 с.; Стародубов В.И., Белоконь О.В., Иванкова Л.В. Качество жизни пожилых (по результатам опросов).—М.: ЦНИИОИЗ, 2003
    4. Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М., 1995.- 125 с.
    5. Иванова Е. Пожилой человек в сельской местности: родственные связи и межпоколенные трансферты // www.atlas.socpol.ru/portraits /tver_grant.shtml
    6. Итоги переписи населения / www.perepis-2010.ru
    7. Канунго М. Биохимия старения: Пер. с англ. – М.: Мир, 1982.
    8. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. :Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
    9. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность?/ В кн.: Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского.- М., 1987
    10. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.
    11. Ноздрачев В.Д. Начала физиологии: учебник для ВУЗов, СПб, 2005.
    12. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М.-2001.-395 с.
    13. Савченков Ю.И. Физиологические маркеры старения // http://sibsedu.kspu.ru/index.php? option=content&task=view&id=236
    14. Сайт Махнёвского муниципального образования / www.mahnevo.ru
    15. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 1997. С. 275
    16. Социальная работа. Теория и организация. Под ред. Лапиной С., Украинца П. – М.:ТетраСистемс, 2007. –288 с.
    17. Социальная работа с различными группами населения. Под ред. Басова Н. – М.:КноРус, 2012. – 288с.
    18. Студенова Е. Г., Фирсов М. В. Технология социальной работы. – М.:Юрайт, 2012 – 560с.
    19. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М.:Дашков и Ко, 2011. – 208 с.
    20. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.:Дашков и Ко, 2007. – 344 с.
    21. ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
    22. ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
    23. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.- М., 1996.
    24. Шилова С.Н. Новые технологии социализации пожилых людей и инвалидов // http://do.teleclinica.ru/375194/.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности