Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:51, лабораторная работа
В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом и экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% общей численности населения, в нашей стране (в конце 90-х годов) - более 14%. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеют исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость. По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), н
Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно.[5, c.80] Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.д. Надо отметить, что отдельные элементы такой помощи имели место и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т.д. Социальное обслуживание и обеспечение людей пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника.
Пожилой
человек как субъект
возрастных и социальных
изменений
В современной России наблюдается устойчивый период демографического кризиса старения, что выражается в росте абсолютной численности лиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения в структуре населения страны. Причины данного явления раскрываются в работах Е.И.Холостовой[1], В.Д.Альперович[2], В.И.Жукова[3] и других авторов. Одни ученые (Е.И.Холостова, А.А.Козлов[4]) полают, что увеличение численности лиц старшего возраста происходит на фоне снижения средней продолжительности жизни. Постарение населения, нарастание в составе численности и доли граждан старшего возраста ведет к увеличению демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста, обеспечивающих своим трудом и уходом когорты нетрудоспособного населения. Другие (В.Д.Альперович, В.В.Чайковская[5]) считают, что причиной всему является снижение рождаемости и уменьшение численности и доли лиц младших возрастов в населении. Данная тенденция имеет следствием возрастание нагрузки на существующую систему пенсий, обеспечения, высокие требования к развитию структуры социального обслуживания лиц старшего поколения и ухода за ним. В теории социальной работы обращается внимание на неоднородность данной социальной группы. Так Е.Ф. Молевич[6] считает: «Никакой единой оценки понятия старости не существует. На деле мы будем иметь дело с двумя совершенно разными группами, качественно отличающимися друг от друга». Он выделяет группу 65-75 лет, для которой характерны большая или меньшая утрата способности к материальному обеспечению и почти полное сохранение к самообслуживанию. И группу людей, которым за 75 лет. Здесь наблюдается полная утрата трудоспособности; это группа, перешедшая на полное иждивение с большей или меньшей утратой, часто полной утратой способности к самообслуживанию.
Таким образом, если к одной группе можно применить все то, что слышали об активной жизни, о вовлечении в трудовую деятельность, то по отношению к другим это будет выглядеть насмешкой. Формально и там и там старики. На деле совершенно разные люди. Непонимание этой двойственности старости ведет ко многим печальным последствиям. Очевидно, что население старших возрастных периодов - это разнородная группа, по-разному реагирующая на неблагоприятные условия жизни. В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей. Первую стратегию можно отнести к конструктивным способам. Исследования показывают, что многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приёмам активного совладения с трудностями. К конструктивным способам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни. Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решения, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путём выработки соответствующих навыков. При этом социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Важным является решение таких задач, как:
Другую категорию реагирования на неблагоприятные условия в позднем периоде жизни можно отнести к неконструктивным. Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своей семье, они создают в доме очаги напряжённости, отрицательно влияющие на близких[7]. Основной способ психологической поддержки пожилых людей - обращение к тем их способностям, которых лишены молодые люди. Прежде всего, это мудрость. Познавательное развитие взрослого тесно переплетено с его личностными особенностями и межличностным взаимодействием. То есть социально-психологическое положение пожилого человека определяется многими факторами. Считается, что наиболее важны для него два фактора: субъективный или личностный (возраст, здоровье) и объективный или социальный (проживание, трудовая деятельность). В личностном особое значение имеет возраст и его специфика, на основании которой выделяются разные типы старения. Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста. В 1963 году в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ была принята следующая возрастная периодизация: пожилой возраст (60-74 года), старческий возраст (75-90 лет), долголетие (старше 90 лет). Она является общепринятой. Таким образом, знание специфики возраста дает возможность специалисту понять потребности человека, находящегося на данном этапе жизни. Помимо этого специалист должен обращать внимание и на особенности пожилого возраста. Это позволит ему сделать правильный выбор техник взаимодействия с клиентом в процессе оказания помощи. Э.Эриксон[7] говорит о том, что к пожилому возрасту человек достигает восьмой стадии личностного развития, которая имеет положительное и отрицательное значение.
Положительное значение заключается в интегративности, то есть данный период человеческого развития характеризуется растущей эмоциональной интеграцией. Все это подразумевает новую и совершенно иную любовь к родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жизни в целом как личной ответственности. Обладатель интегративности готов защищать свой собственный жизненный стиль перед лицом любых физических и экономических угроз, при этом, не порицая стиль жизни других людей. Отрицательное значение данной стадии проявляется в расстройстве нервной системы или полной безысходности. Отчаяние вызывается, прежде всего, временной ограниченностью дееспособности периода жизни человека, в течение которого он не имеет возможности испытать иные пути, ведущие к интеграции. Такое отчаяние прячется за демонстрацией отвращения, за мизантропией или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. В науке разработана типология пожилых людей(И.Кон, Ф.Гизе). И.Кон[8] выделяет благополучные и отрицательные типы старости.
К благополучным типам относятся следующие:
· Первый тип - активная, творческая старость, когда ветераны уходят на пенсию, но, расставшись с профессиональным трудом, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодёжи, то есть живут полноценной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности;
· Второй тип - отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих пенсионеров направлена главным образом на устройство собственной жизни- материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование, на что им раньше не доставало времени;
· Третий тип - большую часть составляют женщины, которые находят главное приложение сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, им некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов;
· Четвертый тип - люди, смыслом жизни которых становится забота об укреплении собственного здоровья, стимулирующая не только достаточно разнообразные формы активности, но и дающая определённое моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действенных и мнимых болезней, их сознание и самосознание отличается повышенной тревожностью.
К отрицательным типам относятся:
· Агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и «терроризирующие» окружающих бесконечными претензиями;
· Разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.
Ф.Гизе[8] выделяет три типа стариков и старости:
Таким образом,
можно говорить о многообразии классификаций
типов старости. Другой составляющей
личностных факторов является здоровье.
По данным эпидемиологических исследований,
практически здоровые среди пожилого
населения составляют примерно одну пятую,
остальные страдают различными заболеваниями,
причем характерным является мультиморбидность,
то есть сочетание нескольких болезней,
имеющих хронический характер, плохо поддающихся
медикаментозному лечению. Хотя старость
и не является болезнью, по мнению многих
врачей, имеющих дело с пожилыми пациентами,
необходимость в медицинской заботе и
медицинских препаратах с возрастом возрастает.
Эти задачи пытается решить новая дисциплина,
возникшая в рамках геронтологии - гериатрия.
Помимо новых терапевтических методов
и новых медикаментов старики требуют
просто повышенного внимания к себе, более
тщательного ухода, так как уровень заболеваемости
у пожилых почти в шесть раз больше, чем
у молодых. И хотя, как свидетельствуют
физиологи, человеческий мозг из всех
органов менее всего подвержен изнашиванию
(всего лишь восемь процентов к шестидесяти
годам), старики чаще всего страдают от
снижения умственных способностей - склероза,
маразма. Поэтому очень остро стоит проблема
организации целой сети лечебниц и домов
для престарелых.[9] Высокий показатель
потребности пожилых людей в медико-социальной
поддержке, по мнению В.В.Егорова[10],- явление
совершенно закономерное. В процессе старения
снижаются адаптационные возможности
организма, создаются уязвимые места в
системе его саморегуляции, формируются
механизмы, провоцирующие и выявляющие
возрастную патологию. Болезни приобретают
хронический характер с атипичным течением,
частичным обострением патологического
процесса и длительным периодом выздоровления.
Среди социальных факторов особое значение имеет вопросы занятости и жилья. В современном обществе работа выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства к существованию и даёт определённый социальный статус, но и регулирует социальную активность индивида, приносит ощущение причастности, удовлетворения или неудовлетворения. Геронтологи считают, что если человек меняется постоянно в течение жизни, то также желательно, чтобы менялась и выполняемая им работа, что позволило бы им лучше приспособиться друг к другу. Индустриальное производство привело к упразднению естественной адаптации труда к человеку, однако в сельском хозяйстве и в семейных производствах роль каждого человека оценивается спонтанно: постепенно с возрастом ребёнок начинает выполнять всё более значительную и трудную работу. Пожилые люди, наоборот, начинают выполнять всё более лёгкую работу. Таким образом, адаптация осуществляется естественным путём. В индустриальном обществе между моментом вхождения и вплоть до выхода на пенсию характер работы индивидов меняется мало.
Приводя данные
эмпирических исследований, Виктор показывает,
что за последние полвека число
неработающих пожилых людей увеличилось,
в то время как их зарплата уменьшилась;
произошёл также переход пожилых работников
на менее квалифицированные производственные
места. Увольнение всегда использовалось
в качестве метода контроля рынка труда,
искусственного уменьшения безработицы
и обеспечения возможностей для молодых.
Особенность увольнения по возрасту как
социального феномена выражается в том,
что размеры выплачиваемых пенсий и пособий
зависят от прежней деятельности; неравенство
работающих переходит в неравенство уволенных[11].
Существует точка зрения, что увольнение
на пенсию сопровождается серьёзным психосоциальным
кризисом личности. Сегодня большинство
людей принимают как должное увольнение
в связи с возрастом, и только третья часть
их выражает неудовлетворённость своим
новым образом жизни. Вместе с тем 96% рабочих,
опрошенных до увольнения, ожидали ухудшения
своего материального положения после
выхода на пенсию, и 60% пожилых хотели бы
продолжить свою трудовую деятельность.
При этом требования структурной перестройки
экономики открывают возможности для
использования труда пенсионеров в развивающихся
отраслях, новых экологически чистых производствах.
Альтернативные формы занятости пенсионеров
по старости - в фермерстве, сельском хозяйстве,
на садовых участках и так далее.
Жилищная проблема.Геронтологические исследования, которые проводятся в этом направлении, охватывают целый ряд параметров, таких как качество жилья, наличие необходимых условий, трудности работы на дому, политика решения жилищных проблем, удовлетворенность престарелых своим жильем. Данные эмпирических исследований показывают, что пожилые люди часто занимают худшие дома, чем молодые. Более того, их уровень жизни заметно ниже по сравнению с прочими слоями населения. Другой парадокс состоит в том, что, несмотря на относительно низкое качество жилья, представители старшего поколения демонстрируют высокий уровень удовлетворенности им. Что же касается домов для престарелых, то, с одной стороны, они созданы для поддержания независимости пожилых людей, а с другой стороны, способствуют отделению от общества его части. В то же время сами пожилые рассматривают ассоциируют его с физическим заключением, разрывом привычных семейных и дружеских уз, состоянием заброшенности и ненужности. Однако число домов престарелых в Западной Европе неуклонно растет. Это свидетельствует о несоответствии проводимой сегодня социальной политики и реальным нуждам и устремлениям пожилых[12]. Особо следует отметить также проблему эйджизма. В научный оборот термин «эйджизм» был введён американским социологом Р. Батлером[13] Обычно, по мнению автора, эйджизм осуществляется в американском обществе по отношению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно Батлеру, «эйджизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, бесполезности и смерти». Все это в совокупности говорит о том, что социальные проблемы пожилых усугубляются их психологическими особенностями. С другой стороны психологические особенности пожилого человека могут не только препятствовать, но и способствовать разрешению жизненных проблем клиента. Поэтому социальному работнику необходимо их не просто учитывать, но и хорошо знать и использовать в качестве потенциала для решения проблем связанных с социальным обслуживанием клиента в пожилом возрасте. Мы полагаем, что особое значение в обслуживании пожилых людей имеет учёт возрастных изменений, характерных для них, на которые огромное влияние оказывают события жизни. В этом смысле наиболее убедительно выглядит точка зрения О.В.Красновой и А.Г.Лидерс[7]. Авторы полагают, что взаимодействие человека и социального окружения переходит в «событие» человеческой жизни. Каждое событие необходимо рассматривать при оценивании поведения и деятельности пожилого человека. Можно использовать «событийность» человеческой жизни для периодизации жизненного пути личности, в частности в поздних возрастах. Необходимо различать индивидуально-личностные события и возрастно-нормативные. К первым относятся: серьёзные болезни, травмы, разочарования в человеке, разводы, «захваченность» техногенными и социальными катастрофами, религиозные потрясения и другое. Все эти события личностно значимы и важны, но не привязаны жёстко к определённому возрасту и не являются обязательными для каждого человека.
Информация о работе Социальная работа с людьми пожилого возраста