Социальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 03:16, реферат

Описание работы

Овладение приемами и навыками делового общения предполагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положениями, без знания которых трудно рассчитывать на поведенческую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу относится ряд категорий социальной психологии личности, имеющих прямое отношение к объяснению человеческих поступков, их движущих сил и внутренних механизмов.

Работа содержит 1 файл

Соцпсихлич.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Итак  каждый человек как бы формирует  свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Интересно отметить, что в вагоне электрички, при наличии свободных мест, пассажиры обычно очень разборчивы в выборе попутчиков с точки зрения их внешнего вида.

     Огромное  значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д Особенно важное значение имеет походка. Ученые проделали эксперимент: сняли на видеокамеру прохожих на улице а затем попросили уголовников-рецидивистов выбрать среди них тех, на кого бы они напали. Большинство опрошенных единодушно указали на одних и тех же лиц. Решающую роль здесь сыграла походка. В список предполагаемых жертв не попали те, у кого чувствуется внутренний стержень, тело не вихляет упругая, стремительная и энергичная походка.

     И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах' Его роль в  сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные  маркетинговые фирмы, подбирающие  соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.

     Учет  перечисленных выше внешних индикаторов  позволяет

     выглядеть сильным и привлекательным, позволяет  при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения  в будущем.

 

      §2. Макро- и микросреда личности

 

     Изучение  особенностей группового и индивидуального  поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического  фона, именуемого макросредой личности.

     Изучение  макросреды личности предполагает выявление  и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей рассматриваемого исторического этапа, так и от степени вовлеченности отдельных индивидов в те или иные виды социальной деятельности.

     Один  из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого  поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.

     Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно изменил состояние  макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все чаще говорят  о противостоянии между богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов планеты. Существенные изменения наблюдаются в политической сфере: если раньше экономическое господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной капитала, материальных богатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.

     Глобальной  тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств  массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный обыватель одновременно живет как бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

     Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и  торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный  маркетинг не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в интересах производителя.

     На  региональном уровне, наряду с уже  рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы  макросреды:

     - демографический — плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

     - природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

     - научно-технический фактор — этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. д;

     - экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т. д;

     - политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии,принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;

     - социокультурный — обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

     Не  менее существенную роль в детерминации человеческого поведения в деловом общении играет микросреда личности — та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента:

     а) личность испытывает воздействие в  непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов  социальной среды, но главным образом  взаимодействует именно с микросредой;

     б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

     Иными словами, микросреда — это, прежде всего, поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.

     "Неформальные", межличностные отношения не следует  рассматривать как самостоятельный  вид отношений, поскольку они  представляют собой своеобразную  психологическую форму проявления реально существующих экономических, политических, правовых и других отношений между людьми. Безусловно, половозрастные, индивидуально-психологические особенности, неповторимый социальный опыт конкретного индивида накладывают определенный отпечаток на предпочитаемую модель общения но в любом случае эти отношения остаются по своей природе социальными, так как обусловлены вполне конкретными условиями личностного бытия, происходят в рамках определенных социальных групп.

     Социальная  группа — важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

     Социальная  группа — это более или менее  устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

     С одной стороны, внутренняя структура  социальной группы является отражением общих условий социальной среды. Любая социальная группа прямо или косвенно связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

     С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку общие социальные условия  существуют здесь в форме особенных  условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

     Решающая  роль в детерминации человеческого  поведения в рамках микросреды принадлежит  рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными  и общественными интересами, устанавливаются  реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. (Подробнее об этом см. главу "Деловое общение в рабочей группе"). Означает ли это, что •\ микросреде принадлежит решающая роль в детерминации человеческого поведения? Подобный подход к проблеме нельзя признать достаточно обоснованным. Прежде всего, потому, что само различие между макро- и микросредой личности как опосредованным и непосредственным социальным окружением личности является в определенной степени относительным. Высокая социальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта — существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, "то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования , общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...".

     Не  менее устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и макросредой. На Доне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения информации. Российские пресса, радио и телевидение — эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее ф о р м у проявления социально-типического, а не его содержание.

 

     §3. Динамика человеческого  поведения

 

     Анализ  причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.

     Как каким образом мы воспринимаем окружающий мир, что происходит на этапе между формированием образа конкретной деловой ситуации и последующим ролевым поведением?

     Процесс отражения конкретных социальных явлений  связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных  образов объективной реальности. Казалось бы, здесь все достаточно просто: вижу объект А - формируется образ а; вижу объект В — формируется образ в, вижу объект С — формируется образ с и так далее. В действительности же процесс отражения социальных объектов проходит несколько иначе. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, достаточно нам увидеть объект А, как в сознании автоматически выстраивается вся цепочка образов а — в—с.

     Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку — его походке.

     Наиболее  существенные с точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях  целостные образы социальных явлений  именуются знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.

     Частным видом значений являются социальные стереотипы. Социальные стереотипы - это  матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций.

     Социальные  стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.

     Основной  набор поведенческих стереотипов  формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и  микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего "Я".

     Социальные  стереотипы играют огромную роль в  повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.

Информация о работе Социальная психология