Социальная перцепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, доклад

Описание работы

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

Работа содержит 1 файл

Понятие социальной перцепции.docx

— 15.89 Кб (Скачать)
 

Понятие социальной перцепции

Как уже  было установлено, в процессе общения  должно присутствовать взаимопонимание  между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или  как понимание целей, мотивов, установок  партнера по взаимодействию, или как  не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях  большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Прежде  чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны  общения, необходимо уточнить употребляемые  здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как  «социальная перцепция». Это понятие  в данном случае употреблено не слишком  точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Если  представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная  схема. Она включает в себя различные  варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

Еще сложнее  обстоит дело в том случае, когда  в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и  группа (Г). Тогда к составленному  перечню процессов социальной перцепции  следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя  другой группы (6); восприятие группой  самой себя (7), наконец, восприятие группой  в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти  каждый из обозначенных здесь «случаев»  исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению (Андреева, 1981. С. 30).

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а  о межличностной перцепции, или  межличностном восприятии (или –  как вариант – о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение  в том его значении, в каком  оно рассматривается здесь. Иными  словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого, возникает  необходимость и еще в одном  комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова  «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d'autrui», что означает не столько «восприятие другого», сколько «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (Бодалев, 1982. С. 5).

Это более  широкое понимание термина обусловлено  специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится  восприятие не только физических характеристик  объекта, но и поведенческих его  характеристик, формирование представления  о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме  того, в содержание этого же понятия  включается формирование представления  о тех отношениях, которые связывают  субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое  значение ряду дополнительных факторов, которые не игра-ют столь существенной роли при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеобразно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.

Другой  подход к проблемам восприятия, который  также был использован в социально-психологических  исследованиях по межличностной  перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии, отдельные положения которой были уже рассмотрены в предыдущей главе. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Все сказанное  означает, что термин «социальная  перцепция», или, в более узком  смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека»  употребляется в литературе в  несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане  можно сказать, что восприятие другого  человека означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Информация о работе Социальная перцепция