Социализация ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать , что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… стр. 2
1. Семья и её общественная роль……………………………………… стр. 3
2. Ретроспективный взгляд на семью и брак…………………………….стр. 6
3. Классификация семьи
3.1. Классификация семьи………………………………………………..стр.9
3.2. Патриархальная семья……………………………………………….стр.13
4. Социальные функции…………………………………………………...стр.14
5. Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни?..........стр.16
6. Тенденции развития социальной семьи………………………………..стр.18
Заключение……………………………………………………………………..стр.20
Список литературы…………………………………………………………….стр.22

Работа содержит 1 файл

социализция ребенка в семье.docx

— 56.55 Кб (Скачать)

Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного Дж.Ф.Мак-Леннана(1827-1881). Он называет три формы брака : многоженство, многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей, т.е. возникло многомужество.

С критикой нового учения выступил английский юрист  и историк Г.Мэн,который отрицал существование матриархата в развитии общества.

Иные  взгляды на развитии семьи высказывал американский исследовательЛ.Морган. Он исследовал развитие семьи более чем 200 общественных групп. В ис-тории человечества Морган выделил три эпохи : дикость, варварство и цивилизацию. Согласно Моргану, семья прошла следующие этапы : кровнородственная, пуналуальная, полигамия и моногамия.

Пунуальную семью( групповой брак, охватывающих братьев с их женами или группу сестёр с их мужами ) Морган наблюдал в индейских племенах Северной Америки. Морган пришел к выводу, что эндогамия и экзогамия не противоположны друг другу. Он полагал, что, хотя род был экзогамным, племя, включающее в себя роды, было эндогамным. Существование экзогамных племён доказать не удалось.

Подлинно  научные воззрения на семью обосновал  Ф.Энгельс. В своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» он анализирует семью  в её историческом развитии. Первоначально  это была кровнородственная семья, когда брачные группы были разделены  по поколениям, так что половая  связь между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла пунуальная семья, в которой исключалась половая связь между братьями и сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины, живущей с мужем, требуется строжайшая супружеская верность.

По мнению Энгельса, развитие семьи в первобытную  эпоху состоит в непрерывном  сужении круга лиц, из которых  состоит брачный союз. В отличии от прежних форм семьи, когда у мужчин не было недостатка в женщинах, теперь женщины стали редки, и их приходилось искать. Последней формой семьи, возникшей на пороге ци- вилизации, явилась моногамия. Господином в ней стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследни- ков. Состав семьи значительно ограничивается, верность обязана соблюдать лишь женщина.

Совсем  иных взглядов на историю древних  людей и их семейно-брачную жизнь  при-держивался финский социолог Э.Вестермак(1862-1939). Он считал, что ни в первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.

Что же касается некоторых обычаев, в которых  усматриваются пережитки группового брака, то причина их, полагал Вестермарк, в другом. Так право первой ночи не уходит своими корнями в промискуитет, а возникло на почве предрассудка, согласно которому гименальная кровь оскверняет жениха, но этому осквернению не подвержены король, священник. В некоторых обществах господствовало убеждение, что священник, осуществляя право первой ночи, тем самым освящал супружество.

Вестермарк отвергал гипотезу Моргана о пуналуальной стадии развития семьи и без всяких на то оснований утверждал, что эта форма нигде обнаружена не было.

Наука располагает  обширной и достоверной информацией, дающей представление о характере  еврейской, греческой и римской  семьи в древности. Еврейская  семья была моногамной. Главной фигурой  в семье был отец. Семья была многочисленной. Вступая в брак, жених был обязан заплатить определённую денежную сумму родителям невесты. Безбрачие религия рассматривала  как святотатство.[1]

В Древней  Греции мужчина имел одну жену. Если жена не приносила с собой приданого, такая связь считалась простым  сожительством. Отец был господином своей законной жены, детей, сожительниц  и рабов. Жены первоначально пользовались равными правами с мужьями, но затем положение изменилось. В  Афинах и Спарте был распространён  гомосексуализм, половые связи между  родственниками были запрещены.

В более  позднюю эпоху сильное влияние  на институт семьи во многих странах  мира оказало христианство. Оно освящало моногамию, осуждало многоженство и  многомужество. Превыше всего христианство ставило девственность, второе место  отводилось воздержанию при вдовстве. Браки христиан с иноверцами считались  греховными.

Церковь определяла так же правила сексуальных  отношений. Девушка должна была хранить  девственность даже в первую брачную  ночь. Позднее было установлено, чтобы  молодожены воздерживались от сексуальных  сношений три дня и три ночи после свадьбы.

Новую концепцию  супружества как гражданского договора выдвинул Мартин Лютер. Новые взгляды  на брак позднее сделали возможной  практику разводов.

В период образования в США существовала относительная свобода в выборе партнёра по жизни. Но в отдельных  областях США были запрещены смешанные  браки черных и белых, между белами и индейцами. Создание семьи всячески поощрялось. Девушка в возрасте 25 лет и старше считалась слишком  старой, поэтому в брак вступали очень рано, иногда в 13 лет. Американские семьи того времени отличались многодетностью. Это объяснялось потребностью в  рабочей силе.

В дореволюционной  России женщины подвергались откровенной  дискриминации и развод церковь провозгласила тяжким грехом. Брачно-семейные отношения несли на себе печать имущественных. Так, в литовской деревне после смерти мужа вдова выходила замуж за одного из младших братье, чтоб не делить имущество. В восточных и южных национальных окраинах России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство. Нередко родители заключали сделку ещё в младенчестве невесты и жениха или до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив жену или купив её, муж становился полноправным её владельцем.

У многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранялись пережитки  родового строя и полигамии. Семьи  жили в самых примитивных бытовых  условиях, практиковалось сожительство с девочками, не достигшими половой  зрелости.[2]

 

3.Классификация  семьи.

3.1 Классификация семьи.

Вопрос  о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие такой классификации  даёт возможность человеку легче  находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более  сложным. Поэтому о строгой типологии  семьи пока ещё не может быть и  речи, но первые попытки классификации  семьи уже предпринимаются. В  частности, семьи различают по таким  параметрам :

1.По семейному  стажу супругов.Здесь выделяют семьи : · семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

· молодая  семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

· семья  среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

· семья  старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит  от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству  детей выделяют такие разновидности  семей: 

· бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

· однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей  распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка  недостаточно благоприятны. Многие социологи  отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

· малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

· многодетная  семья – такою нынче считается  семья, в которой трое и более  детей. В этом типе семей разводы  крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической  несостоятельности мужа.

3. По  составу семьи.

· неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это  происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

· отдельная, простая семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

· сложная  семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

· большая  семья, состоящая из трёх и более  супружеских пар( родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

4. По  типу главенства семьёй. Различают  две основные разновидности семьи :

· эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.

· вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.

5. По  однородности социального состава.

·социально  гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.

·социально  гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.

6. По  качеству отношений в семье.

· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > .

· устойчивые

Информация о работе Социализация ребенка в семье