Дж.
Мид различал три стадии процесса обучения
ребенка исполнению взрослых ролей. Первая
– подготовительная стадия (в возрасте
от 1 до 3 лет), во время которой ребенок
имитирует поведение взрослых без какого-либо
понимания (например, девочка наказывает
куклу) . Вторая стадия, называемая игровой
(в 3-4 года) , наступает тогда, когда дети
начинают понимать поведение тех, кого
они изображают, но исполнение роли еще
неустойчиво. В какой-то момент мальчик
изображает из себя строителя и укладывает
игрушечные блоки один на другой, однако
минутой позже он начинает бомбардировать
свои постройки, затем становится милиционером,
после чего космонавтом. Третья – заключительная
стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое
поведение становится собранным и целенаправленным
и проявляется способность ощущать роли
других актеров. Удачным примером или
аналогом такого поведения можно считать
игру в футбол, когда в ходе перемещения
по полю происходит постоянная смена амплуа
игроков. Для взаимодействия с партнерами
каждому из игроков необходимо ставить
себя на место партнера и представлять
себе, что он сделал бы в том или ином игровом
эпизоде. Команда возникает и действует
только тогда, когда каждый усваивает
не только собственную роль, но и роли
партнеров.
В
ходе подобного процесса индивид, проходя
последовательно все стадии вхождения
в другие роли, развивает способность
видеть свое собственное поведение
во взаимосвязи с другими индивидами
и ощущать на себе их реакции. Через
осознание других ролей, а также
чувств и ценностей других в сознании
личности формируется “обобщенный
другой” . Он является грубым сравнением
со стандартами и ценностями общества.
Повторяя принимаемую роль “обобщенного
другого” , индивид формирует свою концепцию
“Я” . Недостаточная способность адаптироваться
к другой точке зрения, принимать на себя
роли других индивидов может отрицательно
сказываться на развитии личности. Так,
у некоторых групп молодежи с заметными
признаками отклоняющегося поведения,
замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано
неумение принимать другие роли, а следовательно,
видеть себя в глазах других, что отрицательно
сказывается на развитии и умственных
способностях личности.
Американский
ученый-социолог А. Халлер в дополнение
к теории Дж. Мида разработал концепцию
“значимого другого”. “Значимый другой”
– это та личность, одобрения которой
данный индивид добивается и чьи указания
он принимает. Такие личности оказывают
наибольшее влияние на установки индивидов
и формирование их собственного “Я”.
В качестве “значимых других” могут выступать
родители, замечательные учителя, наставники,
некоторые участники детских игр и, возможно,
популярные личности. Индивид стремится
принять их роли, подражать им и таким
образом осуществлять процесс социализации
через “значимого другого”.
Два
наиболее часто применяемых термина,
отражающих ощущение человеком своего
собственного “Я” и степень социализации
личности – это идентичность и
самоуважение.
Под
идентичностью понимается ощущение
существования уникальной индивидуальности,
отделенной, отличной от других индивидов,
или ощущение себя как части уникальной
группы, отличной от других групп в
использовании групповых ценностей.
Например, представитель определенной
нации стремится к культурным
образцам своей нации, сопоставляя
их с культурными образцами других
наций. Ощущение индивидом идентичности
с группой в значительной степени
зависит от индивидуальных или групповых
потребностей, удовлетворение которых
приводит к повышению его престижа в глазах
“обобщенного другого” . Часто люди определяют
идентичность по признаку расы, национальности,
религии или роду занятий. Наличие этих
признаков у индивида может означать низкий
или высокий престиж в глазах тех, кто
имеет значение для данной личности, кто
оказывает влияние на ее поведение.
В
истории наблюдаются такие ситуации,
когда индивиды ведут тяжелую
и часто бесполезную борьбу на
каком-либо поприще только из-за того,
что они идентифицируют себя с
другими индивидами и своим поведением
стремятся заслужить их одобрение
и повысить свой престиж. Чувство
самоуважения также социально обусловлено.
Личность уважает себя в зависимости
от восприятия того, как она оценивается
другими, особенно теми другими, мнение
которых для нее особенно важно.
Если это восприятие благоприятно,
у человека развивается чувство
самоуважения. В противном случае
он будет считать себя недостойным
и неспособным.
Уникальный
индивидуальный опыт
Почему
дети, выросшие в одной семье, так
сильно отличаются друг от друга, даже
если они имеют сходный групповой
опыт? Потому что у них не было
полностью идентичного группового
опыта, их опыт всегда был в чем-то
сходен, а в чем-то различен. Каждый
ребенок воспитывается в семье
с разной структурой. Он может быть
единственным, а может иметь брата или
сестру, общение с которыми придает его
личности новые черты. Кроме того, дети
общаются с различными группам, воспринимают
роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой
наследственностью всегда будут воспитываться
по-разному, так как не могут постоянно
встречаться с одними и теми же людьми,
слышать одни и те же слова от родителей,
испытывать одни и те же радости и огорчения.
В связи с этим можно сказать, что каждый
личностный опыт уникален потому, что
никому в точности не удается повторить
его. Можно также отметить, что картина
индивидуального опыта усложняется тем,
что личность не просто суммирует этот
опыт, а интегрирует его. Каждый человек
не только складывает инциденты и события,
происшедшие с ним, как кирпичики в стене,
но их значение он преломляет через свой
прошлый опыт, а также опыт своих родителей,
близких, знакомых.
Психоаналитики
утверждают, что некоторые инциденты,
происшедшие в ходе личностного
опыта, могут быть критическими, так
как они придают определенную
окраску всем последующим реакциям
человека на окружающую среду. Известен,
например, случай травматического значения
маленького эпизода, когда у пятилетней
девочки чужой дядя отнял и
выкинул любимую куклу. Впоследствии
этот эпизод повлиял на общение ставшей
взрослой женщины с мужчинами. Таким
образом, если групповой опыт может
быть сходен или даже одинаков у
различных личностей, то индивидуальный
опыт всегда уникален. Именно поэтому
не может быть совершенно одинаковых
личностей.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ. Социальные институты и
стадии социализации .
- ПОНИМАНИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
- - процесс,
включающий индивида в социальную группу,
в жизнь общества;
- - усвоение
человеком социального опыта, накопленного
другими людьми и обществом в целом;
- - становление
личности в контексте конкретной культуры;
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
– ЭТО
- становление
личности — процесс усвоения индивидом образцов
поведения, психологических установок, социальных
норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих
ему успешно функционировать в данном обществе.
- Социализация
человека начинается с рождения и продолжается
на протяжении всей жизни.
- ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- мегафакторы
— космос, планета, мир - влияют на социализацию
всех жителей Земли.
- макрофакторы
— страна, общество, государство-влияют
на социализацию всех живущих в определенных
странах.
- мезофакторы
—по местности и типу поселения (регион,
село, город, поселок); по принадлежности
к тем или иным субкультурам.
- микрофакторы
—семья и домашний очаг, соседство, группы
сверстников, воспитательные организации.
- АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Важнейшую
роль в том, каким вырастает человек, как
пройдет его становление играют люди,
в непосредственном взаимодействии с
которыми протекает его жизнь. Их принято
называть агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен.
- По отношению
к детям и подросткам таковыми выступают
родители, братья и сестры, родственники,
сверстники, соседи, учителя.
- В юности
или в молодости в число агентов входят
также супруг или супруга, коллеги по работе
и пр.
- ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОИСХОДИТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
- В деятелньости
происходят три важных процесса:
- 1) ориентировка
в системе связей, через посредство личнсстных
смыслов (личностный выбор деятельности);
- 2) центрирование
вокруг главного, выбранного, сосредоточение
влияния на нем и соподчинение ему всех
остальных деятельностей;
- 3) это освоение
личностью новых ролей и осмысление их
значимости.
- Расширение
общения можно понимать как умножение
контактов человека с другими людьми,
специфику этих контактов на каждом возрастном
рубеже.
- Самосознание
- это процесс социализации, означает становление
в человеке образа его Я.
- СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
- Дотрудовая
- период жизни человека до начала трудовой
деятельности.
ранняя социализация
: от рождения ребенка до поступления
его в школу. юношеская социализация
:обучение в школе, техникуме, вузе. Трудовая
–период зрелости человека. Однако демографические
границы этой стадии определить трудно,
так как она включает в себя весь период
трудовой деятельности человека. Послетрудовая
-в пожилом возрасте в связи с прекращением
трудовой деятельности.
- В последнее
время социологи начали изучать социализацию
пожилых.Развитие личности может прекратиться
или даже повернуть вспять из-за ослабления
физических и психологических возможностей
человека, что часто происходит в старости.
- Люди нехотя
смиряются с наступающей старостью, вместо
того чтобы воспринимать её как новый
неповторимый этап жизни.Вместо вступления
в новые общественные группы пожилые люди
становятся всё более одинокими – их дети
уезжают, друзья умирают.
- Социализация
пожилых отличается от социализации на
более ранних этапах жизни ещё и тем, что
роли пожилых людей чётко не определены.
Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший
на пенсию, уже не вице-президент.
- СОЦИАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ
- Конкретные
группы, в которых личность приобщается
к системам норм и ценностей называют
институтами социализации. На дотрудовой
стадии семья, детские сады, школа, институты.
- Недостаточно
исследован вопрос о других институтах:
являются ли таковыми общественные организации,
особенно в послетрудовой период?
- МЕХАНИЗМЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- Агенты+факторы=механизмы
социализации
- 1) Социально-психологические
механизмы
- 2) Социально-педагогические
механизмы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ Импринтинг -запечатление- фиксирование
человеком на рецепторном и подсознательном
уровнях особенностей воздействующих
на него жизненно важных объектов. происходит
в младенческом возрасте. Экзистенциальный
нажим - овладение языком и неосознаваемое
усвоение норм социального поведения.
Подражание - один из путей произвольного
и чаще всего непроизвольного усвоения
человеком социального опыта. Идентификация-отождествление
-процесс неосознаваемого отождествления
человеком себя с другим человеком, группой,
образцом. Рефлексия- внутренний диалог,
человек рассматривает, оценивает, принимает
или отвергает те или иные ценности.
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ
- Традиционный
механизм социализации (стихийной) - усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для его
семьи и ближайшего окружения .Это усвоение
происходит на неосознанном уровне с помощью
запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов.
- Институциональный
механизм социализации- функционирует
в процессе взаимодействия человека с
институтами общества и различными организациями.Происходит
нарастающее накопление им соответствующих
знаний и опыта социально одобряемого
поведения, а также опыта имитации социально
одобряемого поведения и конфликтного
или бесконфликтного избегания выполнения
социальных норм.