Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:32, доклад

Описание работы

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я”

Работа содержит 1 файл

Социализация .docx

— 591.57 Кб (Скачать)

   Дж.  Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу) . Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года) , наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

   В ходе подобного процесса индивид, проходя  последовательно все стадии вхождения  в другие роли, развивает способность  видеть свое собственное поведение  во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через  осознание других ролей, а также  чувств и ценностей других в сознании личности формируется “обобщенный  другой” . Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль “обобщенного другого” , индивид формирует свою концепцию “Я” . Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

   Американский  ученый-социолог А.  Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию “значимого другого”. “Значимый другой” – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного “Я”. В качестве “значимых других” могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через “значимого другого”.

   Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного “Я” и степень социализации личности – это идентичность и  самоуважение.

   Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в  использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя  их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах “обобщенного другого” . Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

   В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую  и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с  другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение  и повысить свой престиж. Чувство  самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости  от восприятия того, как она оценивается  другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство  самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным  и неспособным.

   Уникальный  индивидуальный опыт

   Почему  дети, выросшие в одной семье, так  сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой  опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье  с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

   Психоаналитики  утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного  опыта, могут быть критическими, так  как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и  выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей  взрослой женщины с мужчинами. Таким  образом, если групповой опыт может  быть сходен или даже одинаков у  различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому  не может быть совершенно одинаковых личностей.

      

 
 
 

  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ. Социальные институты и  стадии социализации .
  2. ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • - процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;
    • - усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом;
    • - становление личности в контексте конкретной культуры;
  3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ЭТО
    • становление личности  — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
    • Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
  1. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • мегафакторы   — космос, планета, мир - влияют на социализацию всех жителей Земли.
    • макрофакторы   — страна, общество, государство-влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
    • мезофакторы  —по местности и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
    • микрофакторы  —семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации.
  2. АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.
    • По отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
    • В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр.
  1. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОИСХОДИТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
    • В деятелньости происходят три важных процесса:
    • 1) ориентировка в системе связей, через посредство личнсстных смыслов (личностный выбор деятельности);
    • 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение влияния на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;
    • 3) это освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости.
    • Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
    • Самосознание - это процесс социализации, означает становление в человеке образа его Я.
  1. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • Дотрудовая - период жизни человека до начала трудовой деятельности.

    ранняя социализация : от рождения ребенка до поступления  его в школу. юношеская социализация :обучение в школе, техникуме, вузе. Трудовая –период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека. Послетрудовая -в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

    • В последнее время социологи начали изучать социализацию пожилых.Развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости.
    • Люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы воспринимать её как новый неповторимый этап жизни.Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся всё более одинокими – их дети уезжают, друзья умирают.
    • Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни ещё и тем, что роли пожилых людей чётко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент.
  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
    • Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей называют институтами социализации. На дотрудовой стадии семья, детские сады, школа, институты.
    • Недостаточно исследован вопрос о других институтах: являются ли таковыми общественные организации, особенно в послетрудовой период?
  2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • Агенты+факторы=механизмы социализации
    • 1) Социально-психологические механизмы
    • 2) Социально-педагогические механизмы
  3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ Импринтинг -запечатление- фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. происходит в младенческом возрасте. Экзистенциальный нажим  - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения. Подражание  - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация-отождествление -процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия- внутренний диалог, человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.
  4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • Традиционный механизм социализации (стихийной) - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения .Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
    • Институциональный механизм социализации- функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями.Происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Информация о работе Социализация личности