Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:26, реферат
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
Подразделяются на: 1). Социально-психологические
механизмы 2). Социально-педагогические
механизмы
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг
(запечатление) — фиксирование человеком
на рецепторном и подсознательном уровнях
особенностей воздействующих на него
жизненно важных объектов. Импринтинг
происходит преимущественно в младенческом
возрасте. Однако и на более поздних возрастных
этапах возможно запечатление каких-либо
образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный
нажим — овладение языком и неосознаваемое
усвоение норм социального поведения,
обязательных в процессе взаимодействия
со значимыми лицами.
Подражание
— следование какому-либо примеру, образцу.
В данном случае — один из путей произвольного
и чаще всего непроизвольного усвоения
человеком социального опыта.
Идентификация
(отождествление) — процесс неосознаваемого
отождествления человеком себя с другим
человеком, группой, образцом.
Рефлексия
— внутренний диалог, в котором человек
рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные
различным институтам общества, семье,
обществу сверстников, значимым лицам
и т. д. Рефлексия может представлять собой
внутренний диалог нескольких видов: между
различными Я человека, с реальными или
вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии
человек может формироваться и изменяться
в результате осознания и переживания
им той реальности, в которой он живет,
своего места в этой реальности и себя
самого.
К
социально-педагогическим
механизмам социализации
можно отнести
следующие:
Традиционный
механизм социализации (стихийной)
представляет собой усвоение человеком
норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов,
которые характерны для его семьи и ближайшего
окружения (соседского, приятельского
и др.). Это усвоение происходит, как правило,
на неосознанном уровне с помощью запечатления,
некритического восприятия господствующих
стереотипов. Эффективность традиционного
механизма весьма рельефно проявляется
тогда, когда человек знает, «как надо»,
«что надо», но это его знание противоречит
традициям ближайшего окружения. В таком
случае оказывается прав французский
мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который
писал: «…Мы можем сколько угодно твердить
свое, а обычай и общепринятые житейские
правила тащат нас за собой». Кроме того,
эффективность традиционного механизма
проявляется в том, что те или иные элементы
социального опыта, усвоенные, например,
в детстве, но впоследствии невостребованные
или блокированные в силу изменившихся
условий жизни (например, переезд из села
в большой город), могут «всплыть» в поведении
человека при очередном изменении жизненных
условий или на последующих возрастных
этапах.
Институциональный
механизм социализации, как следует
уже из самого названия, функционирует
в процессе взаимодействия человека с
институтами общества и различными организациями,
как специально созданными для его социализации,
так и реализующими социализирующие функции
попутно, параллельно со своими основными
функциями (производственные, общественные,
клубные и другие структуры, а также средства
массовой коммуникации). В процессе взаимодействия
человека с различными институтами и организациями
происходит нарастающее накопление им
соответствующих знаний и опыта социально
одобряемого поведения, а также опыта
имитации социально одобряемого поведения
и конфликтного или бесконфликтного избегания
выполнения социальных норм. Надо иметь
в виду, что средства массовой коммуникации
как социальный институт (печать, радио,
кино, телевидение) влияют на социализацию
человека не только с помощью трансляции
определенной информации, но и через представление
определенных образцов поведения героев
книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность
этого влияния определяется тем, что, как
тонко подметил еще в XVIII в. реформатор
западноевропейского балета французский
балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку
страсти, испытываемые героями, отличаются
большей силой и определенностью, нежели
страсти людей обыкновенных, им легче
и подражать». Люди в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями склонны
идентифицировать себя с теми или иными
героями, воспринимая при этом свойственные
им образцы поведения, стиль жизни и т.
д.
Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических черт
и поведенческих проявлений, типичных
для людей определенного возраста или
определенного профессионального или
культурного слоя, который в целом создает
определенный стиль жизни и мышления той
или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы. Но субкультура
влияет на социализацию человека постольку
и в той мере, поскольку и в какой мере
являющиеся ее носителями группы людей
(сверстники, коллеги и пр.) референтны
(значимы) для него.
Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека с
субъективно значимыми для него лицами.
В его основе лежит психологический механизм
межличностного переноса благодаря эмпатии,
идентификации и т. д. Значимыми лицами
могут быть родители (в любом возрасте),
любой уважаемый взрослый, друг-сверстник
своего или противоположного пола и др.
Естественно, что значимые лица могут
быть членами тех или иных организаций
и групп, с которыми человек взаимодействует,
а если это сверстники, то они могут быть
и носителями возрастной субкультуры.
Но нередки случаи, когда общение со значимыми
лицами в группах и организациях может
оказывать на человека влияние, не идентичное
тому, какое оказывает на него сама группа
или организация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация
– это процесс посредством
которого индивидом усваиваются
основные элементы культуры: символы,
ценности, смыслы, нормы.
На
основе этого усвоения в ходе социализации
происходит формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря которым
человек становится дееспособным участником
социального взаимодействия.
1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. - М.: 1997.
2. Социология. Словарь-справочник. - М.: 1990.
3. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999.
4. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: 1998.
5. Кравченко
А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997
6. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. //
Информация о работе Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей