Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:27, контрольная работа
Слуховой анализатор - второй по значению дискантный анализатор человека. Именно слух играет крайне важную роль для человека в связи с возникновением членораздельной речи. Его специфическим адекватным раздражителем является звук - постоянный спутник окружающей нас среды.
1. Введение
2. Звукопроводящий аппарат
3. Звуковоспринимающий аппарат
4. Слуховая чувствительность
5. Адаптация
6. Заключение
Согласно приведенным слуховым теориям, звуки определенных частот вызывают раздражение соответствующих участков основной мембраны, в связи с чем орган слуха обладает способностью дифференцировать звуки по тональности, что представляет собой первичный анализ сложных звуков в результате разложения их по частотному составу.
Девис на основании электрофизиологических исследований установил, что при изменении степени натяжения волосков нервных чувствительных клеток соответственно звуковым колебаниям выделяется электрическая энергия. В результате этого образуются микрофонные потенциалы, которые могут быть зарегистрированы при отведении их непосредственно от волосковых клеток, а также от мембраны круглого окна в связи с наличием свойства электропроводимости внутрилабиринтных жидкостей (микрофонная теория улитки). Возникающие в кортиевом органе электрические токи вызывают раздражение рецепторных окончаний кохлеарного нерва. Возбуждение передается посредством специфического вещества (медиатора) - ацетилхолина. Следовательно, кортиев орган работает по принципу детектора, реагируя только на определенные звуковые колебания и, подобно трансформатору, превращая их в нервное возбуждение.
В стволе слухового нерва, как и в основной мембране улитки, сохраняется пространственное расположение волокон, проводящих звуки различных частот. В частности, по периферии нервного ствола находятся волокна, проводящие басовые тоны, а в центре лежат волокна, по которым передаются звуки дискантовой тональности. Звуковые колебания в виде нервных слуховых импульсов, поступающих в центральную нервную систему, вызывают слуховые ощущения. Наряду с этим возникают различные безусловные рефлекторные реакции, как, например, сужение кровеносных сосудов, изменение электрических потенциалов кожи, смыкание век, расширение зрачков, изменение биопотенциалов мозга, поворот головы в сторону звука.
Элементарная дифференциация звука происходит в слуховом рецепторе - кортиевом органе. В центральном отделе слухового анализатора (коре головного мозга) осуществляется высший анализ и наиболее сложный синтез звуковых сигналов, причем последний - в области слуховой зоны височных долей коры головного мозга, а также в рассеянных слуховых элементах слухового анализатора, что подтверждено экспериментальными наблюдениями при удалении височных долей головного мозга.
В связи с тем, что у
человека имеются два периферических
звукопроводящих и
Слуховая чувствительность
Тональность (частота) звука.
Человек воспринимает звуковые колебания
с частотой 16—20 000 Гц. Этот диапазон
соответствует 10—11 октавам. Верхняя
граница частоты воспринимаемых
звуков зависит от возраста человека:
с годами она постепенно понижается
и старики часто не слышат высоких
тонов. Различение частоты звука
характеризуется тем
Усиление звука может вызвать неприятное ощущение давления и даже боль в ухе. Звуки такой силы характеризуют верхний предел слышимости и ограничивают область нормального слухового восприятия.[3]
Адаптация
Слуховая адаптация — изменение слуховой чувствительности в процессе действия звука. Она складывается из соответствующих изменений функционального состояния всех отделов слухового анализатора. Ухо, адаптированное к тишине, обладает более высокой чувствительностью к звуковым раздражениям (слуховая сенситизация). При длительном слушании слуховая чувствительность снижается. Большую роль в слуховой адаптации играет ретикулярная формация, которая не только изменяет активность проводникового и коркового отделов слухового анализатора, но и за счет центробежных влияний регулирует чувствительность слуховых рецепторов,
определяя уровень их «настройки» на восприятие слуховых раздражителей.
Адаптация играет также защитную
роль против сильных и продолжительных
звуков. От адаптации следует отличать
утомление слухового
Заключение
Слуховой анализатор воспринимает
колебания воздуха и
Функция звукопроведения заключается в передаче составными элементами наружного, среднего и отчасти внутреннего уха физических колебаний из внешней среды к рецепторному аппарату внутреннего уха, т. е. к волосковым клеткам кортиева органа.
Функция звуковосприятия состоит в превращении физической энергии звуковых колебаний в энергию нервного импульса, т. е. в процесс физиологического возбуждения волосковых клеток кортиева органа; это возбуждение передается затем по волокнам слухового нерва в корковый конец слухового анализатора. Таким образом, функция звуковосприятия включает не только возбуждение периферического конца слухового анализатора, но и передачу возникшего нервного импульса в кору головного мозга, а также превращение этого импульса в слуховое ощущение.
Импульсы, возникающие при воздействии звуковых раздражений, поступают по проводящим нервным путям в подкорковые и корковые слуховые центры. Раздражение подкорковых слуховых центров вызывает рефлекторные реакции, протекающие по типу безусловного рефлекса. К числу таких рефлекторных реакций, возникающих при воздействии звуков, относятся, например, расширение зрачков, смыкание век, поворот головы. В коре височных долей больших полушарий головного мозга осуществляется высший анализ и синтез звуковых раздражений. Выключение слуховой области коры одного полушария ведет к двустороннему понижению слуха, но главным образом на противоположное ухо. Выключение слуховых областей обоих полушарий ведет к полному нарушению коркового анализа и синтеза звуковых раздражений, причем элементарная реакция на звук (ориентировочный рефлекс, глазодвигательные рефлексы) может сохраниться.
Специфической особенностью слуха человека является способность воспринимать звуки речи не только как физические явления, но и как смыслоразличительные единицы — фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека сенсорного (чувствительного) центра речи, расположенного в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария головного мозга. При выключении этого центра нарушается анализ и синтез сложных звуковых комплексов, составляющих словесную речь. Нарушается понимание речи — возникает сенсорная афазия («словесная глухота»). У левшей сенсорный центр речи находится в правом полушарии. [5]
Список литературы
Информация о работе Слуховой аппарат. Физиологические и психические основы