Слухи как феномен массового сознания, технологии манипулирования слухами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними.
Слух – это специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной аудитории.
Слухи играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности, организации.
Целью данного реферата стало теоретическое рассмотрение слухов как феномена массового сознания и изучение технологии манипулирования слухами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
1.Слухи как феномен массового сознания……..………………………………..….4
2.Технологии манипулирования слухами…………………………………………10
3.Заключение……………………………………………………………………..…13
4.Список использованной литературы…………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

слухи.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Министерства образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

Российская  Академия Народного Хозяйства и  Государственной службы при Президенте РФ

Нижегородский институт управления

Факультет очного обучения

Кафедра социологии и  психологии

 

 

 

 

Реферат

Слухи как феномен массового сознания, технологии манипулирования слухами

 

 

 

 

Специальность: Государственное и муниципальное  управление

Выполнил (а): студентка группы Гк-343

 Бушуева Ольга

Научный руководитель: Старший преподаватель

Симонова М.О.

 

 

Нижний Новгород

2013г.

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………....3

1.Слухи как феномен массового сознания……..………………………………..….4

2.Технологии манипулирования слухами…………………………………………10

3.Заключение……………………………………………………………………..…13

4.Список использованной  литературы…………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обществе слухи не сдают своих позиций  и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними. 

Слух – это специфический  вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной  степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной аудитории.  
Слухи играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности, организации. 

Целью данного реферата стало теоретическое рассмотрение слухов как феномена массового сознания и изучение технологии манипулирования слухами.

Объект: Слухи как феномен массового сознания.

Предмет: Влияние слухов на массовое сознание и изучение технологий манипулирования слухами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Слухи как феномен массового сознания

 

Слух — стихийная  форма передачи информации по каналам  межличностного общения

Слух это массовое явление межличностной коммуникации, которое возникает при отсутствии полной и достоверной информации по интересующему общество вопросу. Можно так же заключить, что это система коммуникаций, которая существует параллельно с официальными источниками.

Данный феномен межличностной  коммуникации существует как канал  распространения и как форма  существования общественного мнения, он содержит информацию о социально-значимом событии, требующем принятия решения.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека, как и любые другие стимулы человеческой деятельности, являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо получает необходимую информацию по другим каналам, либо подавляет потребность в информации подобного рода, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.

Попадая на страницы печатных СМИ, информация теряет многие свои качества, поскольку там она служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей. В связи с этим, важной коммуникативной составляющей, характерной для слуха, является передача его информационного содержания устным путем, в момент, когда он не может быть нигде зафиксирован в письменном виде.

Однако по мере укрупнения пространственной единицы  все большее значение начинают играть массовые коммуникации — информационные агентства, печатные СМИ, теле- и радиопередачи, Интернет и т. д. Таким образом, если на уровне одной группы или небольшой партии достаточно устной передачи слуха, то на государственном уровне могут быть задействованы уже письма по электронной почте, записки, заметки в газетах, листовки, специализированные СМИ и т.д. Но на каждом уровне механизмы возникновения слухов могут быть одни и те же. Искусственно созданный слух в результате своего коммуникативного движения обрастает дополнительными подробностям детализирующего характера, что может увести его в сторону от поставленной задачи, но резко повышает его достоверность. 
На получателя сообщения в большей степени сориентирована устность передачи информации. Слух чаще всего является продуктом ситуации. Это означает, что при определенных условиях и при соответствующей мотивации в их распространении может принять участие любой человек.

Известны три основные типологии слухов. Одна разделяет слухи по происхождению, другая классификация слухов базируется на степени их достоверности, третья ставит в центр их эмоциональную окраску. 
 
1.По происхождению слухи бывают: 
 
• «Спонтанными» – не создаются специально, не имеют определенной цели, они лишь продукт ситуации и её интерпретации. 
 
• «Сфабрикованными» – созданные специально, с определённой целью, в их основе лежит создание искусственного интереса [2]. 
 
2. Информационная типология.

Поскольку слухи —  всегда в той или иной степени  недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации  по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа:

 
-Абсолютно недостоверные

 
-Просто недостоверные  
 
-Относительно достоверные  
 
-Близкие к действительности  
 
3. «Эмоциональная» типология.

С точки зрения эмоциональных  характеристик выделяют три основных вида слухов. 
 
«Слух-желание» — это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями — так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном, и т. д. 
 
«Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления — вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используются для манипуляций психологией масс. 
 
«Слух-пугало» — слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. 
 
Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной. 
 
Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Принимая слухи за «чистую монету», доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или приобретают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может и в самом деле возникнуть голод.  
 
«Агрессивный слух» — слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Агрессивные слухи — продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Основная функция агрессивных слухов — не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению»! Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров — слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск. 
 
«Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них — очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. Многообразные разновидности совершенно нелепых слухов стали предметом не только научного, но и художественного осмысления. Разумеется, такие пожелания неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс практически вечна, а слухи — одна из форм ее функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технологии манипулирования слухами.

 

В условиях информационно-психологического противодействия слухи умышленно фабрикуются, целенаправленно распространяются и операционально поддерживаются. При этом, как показывает изучение практики такой деятельности, используется ограниченный арсенал технологий. 

1. Технология  «Азазель» («Страдалец», «Козел  отпущения», «Наклеивание ярлыков»). Ее суть — формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами. Так, если с помощью слуха необходимо поднять социальный статус человека, то в сообщаемой информации он представляется как лицо, пострадавшее от властей (бюрократов, бандитов) за народ, справедливость, честь и т.п. («Страдалец»).

Если ставится цель снизить  социальный статус фигуранта, то в слухе  он представляется как человек, виновный в неблагоприятном развитии тех или иных событий («Козел отпущения», «Наклеивание ярлыков»).

(Азазель — библейский  козел отпущения, который обладал  способностью перерабатывать человеческие  грехи в материальные объекты  (например, в песок). ) 

 

2. Технологии  «Санта-Клаус» и «Рояль в кустах». Технология «Сайта Клаус» выявляет те стороны и свойства объекта, о которых аудитория желает иметь представление (т.е. по существу выполняется социальный заказ), и в зависимости от цели воздействия формирует эмоционально позитивно или негативно насыщенный слух. Так, если в массах особенно ценятся такие качества человека, как порядочность, воля, способность неуклонно достигать цели, то в слухе главный персонаж должен быть наделен именно этими качествами, а противник — противоположными.

Технология «Рояль в  кустах» предполагает априорное  формирование в общественном сознании важности и ценности тех или иных качеств с последующим представлением аудитории кандидатуры, как бы случайно наделенной именно этими качествами. Скажем, сегодня в СМИ активно проводится мысль, что наиболее важной чертой личности «идеального» руководителя Санкт-Петербурга является способность эффективно решать социальные проблемы. Неудивительно, если вскоре свою кандидатуру на пост Санкт-петербургского губернатора выдвинет Валентина Матвиенко.  

 

3. Технологии  «Перенос», «Авторитет», «Спарка» в зависимости от целевых установок связаны с использованием эффектов «отблеск звезды» или «дурной пример». Если необходимо поднять престиж персонажа, то в слухе он, его действия, принадлежащие ему объекты так или иначе ассоциативно соединяются (в пространстве, по времени, логике развития событий и т.д.) с качествами, свойствами, объектами безусловно авторитетного лица.

 

4. Технология  «Рэкет» состоит в беззастенчивом приписывании персонажу слуха действия, достижения, личностного качества другого, как правило, авторитетного, уважаемого человека. 

 

5. Технология  «Блеф» предполагает сообщение информации о неимоверных возможностях, способностях и поступках персонажа слуха. Здесь может быть задействован психологический механизм «самореализующегося пророчества»: утверждается, например, что X безусловно победит на выборах; у части электората постепенно формируется привычка мыслить таким образом, реализующаяся на выборах в акте голосования.  

 

6. Технология  «Свита» основывается на том, что вслух в одну команду с персонажем включаются люди, которые воспринимаются как эксперты, профессионалы. 

 

7. Технология  «Тест» применяется для проверки возможной реакции аудитории на те или иные события, нововведения, на конкретных людей и др. В этом случае запускается слух о возможности наступления события, отслеживается реакция аудитории и в соответствии с ней принимается решение о судьбе данного события (откреститься, опровергнуть, признать).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Слухи — это особые виды функционирования недостоверной  информации или искажения любой информации, придающие ей специфические особенности,передающиеся исключительно в устной форме, как бы неформально и «по секрету».

С социально-психологической  точки зрения, это массовый феномен  межличностного обмена искаженной эмоционально окрашенной информацией. Обычно слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуальному для людей вопросу. Это специфический вид межличностной коммуникации, в ходе которой сюжет, до известной степени отражающий реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории, массы.

По мере развития человеческого  общества и средств массовых коммуникаций, роль слухов увеличивалась. Сейчас сложно представить жизнь без этого понятия, ведь слухи используются не только в рядовых ситуациях, но и в более серьезных сферах таких, как политическая, экономическая, военная. На первый взгляд слух кажется очень простым в применении. Однако он легко может стать камнем преткновения, если не знать, как правильно его использовать.

Метод использования  слуха уже имеет за собой не только теорию, но и долгий опыт практического  использования. Слухи активно используются в пропаганде, паблик рилейшнз. Они же представляют интерес и для рекламы. Правильно проведенная программа по внедрению слуха выгодна и экономически, поскольку позволяет получать нужные результаты за счет затраты меньшего объема финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Информация о работе Слухи как феномен массового сознания, технологии манипулирования слухами