С.Л. Франк как известный психолог

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Начало самостоятельной научной российской психологии относится к первому десятилетию девятнадцатого века. С первых своих шагов российская психология стремилась быть психологией метафизической. При этом она преодолевала сопротивление властей, имевших часто отрицательное отношение к метафизике. С 1850 по 1863 преподавание метафизики в России было вообще запрещено даже в университетах. Тем не менее, в первой половине девятнадцатого века в России появляются фундаментальные труды именно по метафизической психологии.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Введение

Начало самостоятельной  научной российской психологии относится  к первому десятилетию девятнадцатого века. С первых своих шагов российская психология  стремилась быть психологией метафизической. При этом она преодолевала сопротивление   властей, имевших часто отрицательное отношение к метафизике. С 1850 по 1863 преподавание метафизики в России было вообще запрещено даже в университетах. Тем не менее, в первой половине девятнадцатого века в России появляются фундаментальные труды именно по метафизической психологии. В 1812 году выходит работа Д.Велланского «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии», в которой значительный объем отведен метафизической психологии. В 1834 году выходит метафизическая психология А.И.Галича «Картина человека». В 1840 году О.Новицкий издает «Руководство к опытной психологии», основанной на переработанной им метафизике Лейбница и Шеллинга. В 1840 году профессор Кедров издает «Курс психологии», основанной на метафизических идеях Шеллинга и Гегеля. Но в конце сороковых годов в России наступает время полного  отчуждения метафизики, которое выражается в абсолютном недоверии ко всему, что имеет вид умозрения, что не подлежит прямой экспериментальной проверке. Любой даже намек на метафизику вообще исключается из области науки. Метафизика во мнении научного сообщества становится синонимом бесплодных, пустых фантазий. В университетах это отчуждение метафизики санкционируется властями.   

  В конце пятидесятых годов девятнадцатого века в России становятся, широко известны работы основоположников позитивизма Конта и Литтре. Под их влиянием многие русские ученые, в частности Сеченов, стали приходить к выводу, что если психология главные свои принципы заимствует у физиологии, то она и должна быть частью физиологии. Однако, другая часть ученых, ратовавших за психологию метафизического направления, пытались держать свои позиции. П.Д. Юркевич издает в 1860 «Из науки о человеческом духе» и в 1862 «Язык физиологов и психологов» в защиту метафизической психологии В 1872 году.  Х.Экеблад издает труд по метафизической психологии «Опыт обозрения и биолого-психологического исследования способностей человеческого духа». В 1881 году С.С.Гогоцкий издает «Программу психологии», основанную на метафизических идеях Гегеля. В 1885 году при Московском университете  создается Московское психологическое общество, одной из основных задач которого было развитие метафизической психологии. С 1889 года Общество начинает выпускать журнал «Вопросы философии и психологии», в котором печатаются работы по метафизической психологии таких выдающихся русских ученых как С.Л. Франк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография С.Л. Франка

 

 

 

 

 

 

 

ФРАНК, СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ (1877–1950), русский философ. Родился 16 января 1877 в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучал философию и социальные науки в университетах Германии. Прошел путь от «легального марксизма» к идеализму и метафизике. Первый значительный труд Франка – Предмет знания (1915, магистерская диссертация). В своей докторской диссертации Душа человека (1917) предпринял попытку создания нового подхода в психологии, последовательно критикуя эмпиризм «научной» психологии и указывая на «тупиковость» психологического субъективизма. Душевная жизнь человека, по Франку, – обладающий всей полнотой реальности и особой организацией, целостный, динамический мир, не сводимый ни к каким «внешним» факторам и ни в каком смысле не вторичный. Во внутреннем опыте личности, который никогда не бывает психологически замкнутым («я» всегда предполагает «ты» и «мы»), раскрывается абсолютное духовное бытие и душа встречает Бога как «последнюю глубину реальности». В 1922 Франк был выслан из России. Жил в Германии (до 1937), во Франции (до 1945) и затем в Англии. Среди наиболее значительных трудов Франка – Живое знание (1923), Крушение кумиров (1924), Смысл жизни (1926), Духовные основы общества (1930), Непостижимое (1939).

Франк считал себя принадлежащим «к старой, но еще не устаревшей секте  платоников». Он исключительно высоко ценил систему Николая Кузанского. Существенное влияние на него оказала метафизика всеединства. Вл.С.Соловьева. Франк исходит из интуиции всеединства бытия: «Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем - либо другим». Всеединство имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. «Даже понятие Бога не составляет исключения... Он не мыслим без отношения к тому, что есть его творение». Впрочем, рациональное постижение и тем более объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе, и философ вводит понятие «металогичности» как первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это «первичное знание», полученное таким «металогическим» образом, Франк отличает от знания «отвлеченного», выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, что особенно важно, в конечном счете, основано на «первичном», интуитивном (металогическом) познании. Наделенный даром интуиции и способный к «живому» (металогическому) знанию человек с особой силой чувствует глубинную иррациональность бытия. «Неведомое и запредельное дано нам именно в этом своем характере неизвестности и нежданности с такой же очевидностью, как содержание непосредственного опыта». Иррационалистическая тема, отчетливо заявленная уже в Предмете знания, становится ведущей в книге Франка «Непостижимое». «Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого», – утверждал философ, размышляя о том, с какой «жуткой очевидностью» раскрывается ничтожность человеческого знания в отношении пространственной и временной бесконечности и соответственно «непостижимости» мира. Тем не менее, основания для метафизического оптимизма существуют, считал мыслитель, и связаны они, прежде всего с идеей Богочеловечества. Человек не одинок, божественный «свет во тьме» дает ему надежду, веру и понимание собственного предназначения. и становится основанием для служения делу религиозно-нравственного преображения природно-исторического бытия человека.

Умер Франк близ Лондона 10 декабря 1950.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа Франка

Первая печатная работа Франка («Теория ценности Маркса») была посвящена критике марксизма (1900). В 1902 Франк опубликовал первый философский этюд «Ницше и любовь к дальнему», — с этого времени творчество Франка становится связанным всецело с проблемами философии. После сдачи магистерского экзамена Франк (1912) стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1915 Франк защитил магистерскую диссертацию «Предмет знания»; книга его «Душа человека», опубликованная в 1918, была представлена им как диссертация на степень доктора, но из-за внешних условий русской жизни защита ее уже не могла состояться. В 1917 занимал кафедру философии в Саратовском университете, а в 1921 — в Московском университете. В 1922 был вместе с др. выслан из России, устроился в Берлине и вошел в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым, с которым работал вместе и в Москве (в «Академии духовной культуры»). С 1930 по 1937 читал лекции в Берлинском университете по истории русской мысли и литературы, а в 1937 переселился во Францию, откуда в 1945 — в Лондон.                                                    Большое внимание на развитие философии Франка оказал В. С. Соловьев, Плотин и Н. Кузанский, Франк писал: «Мы обратились к этим забытым мыслителям, лишь, когда уже сложившееся в нас философское мировоззрение заставило нас внимательно отнестись к их системам». «Общее учение о законах мышления и об ограниченности их применения, развитое в сходных формах А. И. Введенским и И. И. Лапшиным, послужило для нас толчком к развитию нашей собственной теории, в которой мы также приходим к выводу об ограниченности применения логических законов». «Собственная теория», о которой идет речь (о границах и смысле логических законов) и центральным ядром которой является учение о «металогическом единстве», явилась лишь следствием основной и генетически изначальной идеи всеединства. Для системы Франка концепция всеединства является не только центральной и основополагающей, но именно она делает понятным тот методологический принцип, который доминирует во всех анализах Франка.

    Сам Франк — и в этом в нем сказываются очень сильно тенденции критического рационализма, в частности трансцендентализма, — склонен свою систему строить исходя из анализа нашего познания: так построены обе его основные книги — ранняя (1915) «Предмет знания» и более поздняя (1939) «Непостижимое». Из анализа знания у Франка вытекает, что «мы ищем не одно, а два знания: отвлеченное знание, выражаемое в суждениях и понятиях, и непосредственную интуицию предмета в его металогической цельности и сплоченности» — интуиция или созерцание есть для Франка «первичное знание». Оно, во всяком случае, первично и у самого Франка, и легче всего войти в его систему, если усвоить первичную его интуицию. Франк строит систему, чтобы «обосновать», «осмыслить» эту интуицию, но именно она есть определяющая идея в его мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепция Всеединство

«Всеединство не может  мыслиться, — признает Франк, — оно  должно быть дано и доступно в какой-то иной, именно металогической форме». В  этом пункте заключается вся диалектика всеединства у Франка — с помощью  понятия «металогичности» он удачнейшим образом связывает самые разнообразные сферы бытия в живое целое.                                                        Чтобы разобраться в построениях Франка, очень богатых в своем содержании, будем — несколько искусственно — различать в понятии Всеединства 2 стороны — Всеединство ad extra и ad intra (перенося сюда богословское различение в учении о Боге). Всеединство ad extra и отношение к миру — типичная софиологическая конструкция (одна из удачнейших), сочетающая натурфилософскую, антропологическую тему с «божественной» стороной в мире. «Всеединство» не отличает Франк в этом контексте от Абсолюта. «Мы должны признать, — пишет Франк, — что суверенность бытия в смысле абсолютного бытия из самого себя не присуща вообще ничему частному, а лишь абсолютному всеобъемлющему всеединству или его первооснове». «Бог как абсолютное первооснование или первоначало есть всеединство, вне которого вообще ничто не мыслимо. Если мир по сравнению с Богом есть нечто «совсем иное», то сама эта инаковость и проистекает из Бога и обоснована в Боге». «Мир не есть нечто тождественное или однородное Богу, но он не может быть и чем-то совершенно иным и чужеродным Богу». Поэтому «наряду с богочеловечеством как нераздельно неслиянным единством — и через его посредство — нам одновременно открывается и богомерность, теокосмизм мира».

 

 

 

3.1. Идея Металогического единство

Занявшись анализом того, что есть «предмет знания», Франк  пришел к выводу, что «мы имеем  не одно, а два знания — отвлеченное  знание о предмете, выражаемое в суждениях и понятиях (знание вторичного порядка), — и непосредственную интуицию предмета в его металогической цельности и сплошности (знание первичное). «Есть два слоя мыслимого — утверждает Франк, — система определенностей (выражаемая в системе понятий, - знание отвлеченное) — и есть основа этой системы — «исконное единство» или «всеединство». По Франку, следует говорить о 3 видах познания: чисто эмпирическом, рациональном и интуитивном — и этим 3 формам познания соответствуют у него 3 вида бытия. В эмпирическом материале перед нами предстоит «действительность», «пластическая и гибкая», по выражению Франка, пребывающая в потоке изменений, никогда не равная самой себе. Но «действительность» — только материал знания; сам «предмет знания» дан в нем, но им не исчерпывается. «Знание, — пишет Франк, — всегда направлено на неизвестный, выходящий за пределы имманентного материала и в этом смысле трансцендентный предмет». Всюду в непосредственно мы имеем, рядом с ним, «избыточное содержание», как выражается Франк. Обработка и переработка всего этого материала, осуществляемая в «понятиях», создает перед нами некую совокупность «определенностей», внутри связанных между собой, образующих некое единство. Знание, реализуемое в понятиях (его Франк вслед за Соловьевым называет «отвлеченным знанием») вводит нас (такова природа понятий) во вневременное бытие, т. е. нечто идеальное: в непосредственном материале мы открываем, т. о., идеи, как это показал уже Платон. Отвлеченное знание (его Франк называет также «символическим» в силу его неадекватности своему предмету) все же обращено к некоей стороне реальности, но лишь к ее идеальной стороне, к системе идей, которые мы находим в материале знания, — и здесь Франк готов признать известную правду в трансцендентальном идеализме, в его сведении «предмета» на «предметность» в самом познавательном акте. «Позади» непосредственно данного нами «материала» знания разум «строит» систему понятий («определенностей»), находит сферу идей. Но эта идеальная сфера открывается нам в некоем внутреннем единстве, «которое предполагает основу знания, предшествующую ее выражению в понятиях». Это единство в системе идей есть необходимое предположение, но и только! Без принятия этого единства невозможно было бы сведение понятий в систему, невозможна была бы дальнейшая рационализация бытия. Но Франк идет дальше простого предположения единства в сфере идей. «Проблема выведения» одного понятия из другого, проблема синтетической связи между разными определенностями «неразрешима» внутри самой сферы идей. Должна быть некая «основа, предшествующая ее выражению в понятиях»; Франк убедительно показывает, что «отношение между исконным единством и определенностями не может быть признано частным случаем отношения между целым и его частями», ибо «различие между исконным единством и отдельной определенностью лежит совсем в др. логическом измерении, чем различие между отдельными определенностями». По отношению к отдельным определенностям это единство должно быть признано металогическим единством. Это понятие «металогического единства», охватывающее основу сферы «идей», сферы отдельных определенностей есть не просто удачная формула, но и очень важное метафизическое понятие. Однако тут же Франк делает еще одно предположение, которое завершает его систему, но которое есть уже совсем вольная предпосылка, не вызываемая никакими рациональными мотивами.

 

 

 

3.2. Исконное единство

 «Исконное единство, — пишет Франк, — не будучи  само по себе определенностью,  тем самым не имеет ничего  вне себя, т. е. есть абсолютное  единство или всеединство... Т. к. исконное единство есть сама основа (различий между определенностями) и т. к. только на этой почве возможна дифференциация определенностей, то понятие чего-то внешнего этому единству, т. е. понятие «иного» по отношению к нему, содержало бы в себе внутреннее противоречие». Было бы грубым противоречием ставить «истинное единство в бытии» в зависимость от чего-либо, что входит в состав бытия же, но нет никакого противоречия в том, чтобы за единством бытия искать того, что «по ту сторону бытия», т. е. Абсолюта. Возведение «исконного единства» сферы идей во всеединство есть вольная предпосылка, есть как раз плененность мысли Франка концепцией всеединства. Как некая метафизическая гипотеза, она, конечно, принципиально допустима, но тогда неизбежно принимать и все выводы из нее. В частности, неизбежно выпадет понятие творения мира Абсолютом, или Абсолют лежит в «основе» мира. Важно указать иррациональность самой концепции всеединства, как она вводится Франком в круг его рассуждений. Одно дело признать позади идеальной сферы в бытии ее основу, имеющую «металогический характер», а др. дело признать эту основу «всеединством», т. е. приравнять «исконное единство бытия» Абсолюту. Метафизика всеединства, предопределяя онтологию познания, неизбежно направляла анализ Франка, — и то, что его система так удачно построена, не должно отодвигать на задний план условность возведения бытия в ранг «всеединства». Из концепции всеединства у Франка вытекает и та новая интерпретация метафизики всеединства, которую мы находим в книге «Непостижимое» (где устанавливается понятие «мистического знания»). Франк подчеркивает, что в опыте рядом с материалом, который в переработке дает понятия и вскрывает идеальный слой в бытии, «всегда присутствует безграничное-бесконечное; все конечное дано нам вообще только на фоне бесконечности» — «познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого». Это собственно непостижимое, так сказать, внутри мира, если быть точным, — но Франк, делая темой дальнейших метафизических построений, анализ непостижимой стороны в бытии, — согласно концепции всеединства включает сюда и Абсолют. Хотя нам дано «первичное знание» основы бытия, «все же область металогического, сверхрационального знания может быть названа областью непостижимого», — пишет Франк. Руководимый своей метафизикой всеединства, Франк категорически считает, что непостижимое состоит «в некой, безусловно, нераздельной сплошности, некоем исконном первичном целом».

Информация о работе С.Л. Франк как известный психолог