Сказкотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
"Мешок со страхами" - занятие из цикла "Уроки сказки" для учащихся 1-3 классов. Коррекционно – развивающее занятие.
Цель занятия: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

основы арт-терапии.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра клинической и специальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Арт-терапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Фомкина Екатерина Сергеевна

6 курса заочного отделения

Специальность: Специальная  психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

К сказкам обращались в своем творчестве известные  зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к  уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие  коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой

1.  Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2.   Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3.   Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

4.  Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5.   Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, "Лиса и журавель"); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями ("Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и т.д.).

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1.   Отсутствие в  сказках прямых нравоучений, назиданий.  События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

2.   Через образы  сказки ребенок соприкасается  с жизненным опытом многих  поколений. В сказочных сюжетах  встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.

Победа добра в сказках  обеспечивает ребенку психологическую  защищенность: чтобы ни происходило  в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

3.  Отсутствие заданности  в имени главного героя и  месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4.  Ореол тайн и  волшебства, интригующий сюжет, неожиданное  превращение героев - все это позволяет  слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  предложила систему "сказкотерапевтической психокоррекции", которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Разработанный автором  курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

 Основные  приемы работы со сказкой

1.  Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа  выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

2.   Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".

3.  Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4.  Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои  движения  и  делать  поведение  куклы  максимально  выразительным.  Работа  с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5.    Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Волшебные сказки описывают  глубинный человеческий опыт прохождения  эмоциональных кризисов и преодоления  страха. Они дают человеку опору  в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к  кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется  похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

 

"Мешок со  страхами".

 Занятие из цикла  "Уроки сказки" для учащихся 1-3 классов.

Коррекционно – развивающее занятие.

Цель занятия: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, сегодня я принесла вам необычный мешок – "мешок  со страхами". Пока он пуст. Давайте  сегодня наполним его всевозможными страхами-"ахами", но не сразу, а постепенно. Итак, давайте выясним, какие бывают страхи. В этом нам помогут сказки, стихи, рассказы, в которых живут герои, испытывающие чувство страха. Послушайте фрагменты из этих книг, и скажите, чего боятся их герои.

Маршак С. "Чего боялся Петя?" 
Темноты боится Петя. 
Петя маме говорит: 
- Можно мама спать при свете? 
Пусть всю ночь огонь горит. 
Отвечает мама: - Нет! - 
Щелк - и выключила свет... 
Чего боялся Петя?... (Темноты и разных несуществующих образов - "страшилок"). 
Носов Н. "Тук-тук-тук". 
Мы втроем - я, Мишка и Костя - приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят... Марья Максимовна, лагерный сторож, которая жила рядом в маленьком домике, сказала, чтобы мы шли ночевать к ней, но мы не захотели. Мишка сказал, что мы ничего не боимся и будем ночевать одни в доме. Марья Максимовна ушла, а мы поставили во дворе самовар, сели на крыльцо и отдыхали... Самовар вскипел. Мы перенесли его в комнату, зажгли лампу и сели пить чай... После чая Мишка запер на крючок дверь и еще веревкой ручку привязал. 
- Чтоб не забрались разбойники, - говорит. 
- Не бойся, - говорим мы, - никто не заберется. 
- Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни надо закрыть. 
Мы посмеялись над ним, но ставни все-таки закрыли, на всякий случай, и стали укладываться спать. Сдвинули три кровати вместе, чтоб удобнее было разговаривать. 
Мишка стал просить пустить его в середину. Костя говорит: 
- Ты, видно, хочешь, чтоб разбойники сначала нас убили, а потом только до тебя добрались. Ну ладно, ложись. 
Пустили его в середину. Но он все равно, должно быть, боялся: взял на кухне топор и сунул его себе под подушку.... 
Чего боялся Мишка? (Разбойников). 
Толстой Л. Рассказы для маленьких 
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и грустно. 
Чего боялся Саша?  (Страх грозы и грома). 
(!) Все страхи вынесены на большой лист бумаги. После чтения они еще раз озвучиваются и комментируются. 
Ребята, давайте еще раз назовем страхи, которые испытывали герои произведений. Они могут быть разными. Страх бывает вредный и надоедливый, а бывает полезный. Полезный страх указывает, что где-то нужно проявить осторожность. Страх защищает человека от опасностей. Например, мы никогда не зайдем в незнакомую реку, не будем играть с огнем, не будем переходить улицу перед близко идущей машиной... Продолжите... 
Страх бывает реальный, а бывает фантастический, созданный воображением самого человека. 
Ребята, какие из названных страхов реальные, а какие выдуманные? (Ответы детей).

Да, в стихотворении  С. Маршака страхи не настоящие, они  являются продуктом богатого воображения  мальчика. И на самом деле бывает так, что в темноте под воздействием воображения обычные и знакомые предметы могут менять форму, размеры, окраску, превращаться в страшные и ужасные образы. Когда страшно, то глаза видят то, чего нет на самом деле. Даже говорят: "У страха глаза велики" (Сказка "У страха глаза велики"). 
Сейчас вы убедитесь в том, как работает ваше воображение.

Творческое  задание - рисование "Кляксография" (Задача детей превратить кляксу в некий образ).

Ребята, бывало ли такое  с вами, приходилось ли вам испытывать страх? Напишите свои страхи на листочках, а затем мы спрячем их в этот мешок. 
Все вы чего-то боитесь. Когда страшно, что с вами происходит? Вспомните свои ощущения.

(На контурном изображении  человека отметить точки страха, назвать характерные для этого  чувства выражения: "у страха  глаза велики", "волосы встали  дыбом", "побежали мурашки по всему телу", "сердце замерло", "задрожали руки и ноги" и т. д.)

Что такое страх?

Страх - это реакция  человека на угрозу, которая сковывает  движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным. А как же победить страх? Ведь если со страхами не бороться, они растут, а если бороться, то уменьшаются (Советы лежат в саквояже Доктора Айболита) 
СОВЕТ 1: Если, например, в темноте вам привиделись "страшилки", то надо сказать себе: "Эти страшные фигуры придумал я сам, поэтому я смогу их и "перепридумать". 
СОВЕТ 2 : дает детский поэт С. Михалков: 
Я откровенно признаюсь, 
Что в темноте я спать боюсь. 
Мне так и хочется вскочить 
И поскорее свет включить, 
Когда вокруг меня темно 
И занавешено окно. 
Я чувства этого боюсь, 
Но силой воли с ним борюсь - 
Я говорю себе: "Лежи!" 
И я лежу, лежу, лежу, 
Глаза закрытыми держу. 
И засыпаю, наконец, 
Ну, разве я не молодец! 
Значит, победить страх можно усилием своей воли, т.е. заставить себя не бояться. 
СОВЕТ 3: Один из способов избавиться от страха — пойти к людям, которые тебя любят, - маме и папе. Расскажи им о своих страхах, и ты больше не будешь чувствовать себя одиноким. Но ты можешь подумать: "Я не могу сказать им, что боюсь. Они будут надо мной смеяться". Нет, если они умные и любят тебя. Будь уверен, и выбери того, кто любит тебя. 
СОВЕТ 4: Найдем в сказке английской писательницы Л. Муур

 "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" (Читаем сказку).

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха  сказала:

Информация о работе Сказкотерапия