Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:23, контрольная работа
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
"Мешок со страхами" - занятие из цикла "Уроки сказки" для учащихся 1-3 классов. Коррекционно – развивающее занятие.
Цель занятия: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления.
Список используемой литературы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра клинической и специальной психологии.
Арт-терапия.
Выполнила студентка
Фомкина Екатерина Сергеевна
6 курса заочного отделения
Специальность: Специальная психология
Москва
2012
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают
интенсивный эмоциональный
Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, "Лиса и журавель"); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями ("Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и т.д.).
Привлекательность сказок
для психокоррекции и развития личности
ребенка заключается в
1. Отсутствие в
сказках прямых нравоучений,
2. Через образы
сказки ребенок соприкасается
с жизненным опытом многих
поколений. В сказочных
Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и
волшебства, интригующий сюжет,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему "сказкотерапевтической психокоррекции", которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы.
Данная форма работы
применяется для детей в
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.
События сказки вызывают
у человека эмоции, герои и их
отношения между собой
"Мешок со страхами".
Занятие из цикла "Уроки сказки" для учащихся 1-3 классов.
Коррекционно – развивающее занятие.
Цель занятия: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления.
Ход занятия:
Ведущий: Ребята, сегодня я принесла вам необычный мешок – "мешок со страхами". Пока он пуст. Давайте сегодня наполним его всевозможными страхами-"ахами", но не сразу, а постепенно. Итак, давайте выясним, какие бывают страхи. В этом нам помогут сказки, стихи, рассказы, в которых живут герои, испытывающие чувство страха. Послушайте фрагменты из этих книг, и скажите, чего боятся их герои.
Маршак С.
"Чего боялся Петя?"
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
- Можно мама спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет! -
Щелк - и выключила свет...
Чего боялся Петя?... (Темноты и разных
несуществующих образов - "страшилок").
Носов Н. "Тук-тук-тук".
Мы втроем - я, Мишка и Костя - приехали
в пионерлагерь на день раньше всего отряда.
У нас было задание: украсить помещение
к приезду ребят... Марья Максимовна, лагерный
сторож, которая жила рядом в маленьком
домике, сказала, чтобы мы шли ночевать
к ней, но мы не захотели. Мишка сказал,
что мы ничего не боимся и будем ночевать
одни в доме. Марья Максимовна ушла, а мы
поставили во дворе самовар, сели на крыльцо
и отдыхали... Самовар вскипел. Мы перенесли
его в комнату, зажгли лампу и сели пить
чай... После чая Мишка запер на крючок
дверь и еще веревкой ручку привязал.
- Чтоб не забрались разбойники, - говорит.
- Не бойся, - говорим мы, - никто не заберется.
- Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни
надо закрыть.
Мы посмеялись над ним, но ставни все-таки
закрыли, на всякий случай, и стали укладываться
спать. Сдвинули три кровати вместе, чтоб
удобнее было разговаривать.
Мишка стал просить пустить его в середину.
Костя говорит:
- Ты, видно, хочешь, чтоб разбойники сначала
нас убили, а потом только до тебя добрались.
Ну ладно, ложись.
Пустили его в середину. Но он все равно,
должно быть, боялся: взял на кухне топор
и сунул его себе под подушку....
Чего боялся Мишка? (Разбойников).
Толстой Л.
Рассказы для маленьких
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша
влез в шкаф. Там было ему темно и грустно.
Чего боялся Саша? (Страх грозы и грома).
(!) Все страхи вынесены
на большой лист бумаги. После чтения они
еще раз озвучиваются и комментируются.
Ребята, давайте еще раз назовем
страхи, которые испытывали герои произведений.
Они могут быть разными. Страх бывает вредный
и надоедливый, а бывает полезный. Полезный
страх указывает, что где-то нужно проявить
осторожность. Страх защищает человека
от опасностей. Например, мы никогда не
зайдем в незнакомую реку, не будем играть
с огнем, не будем переходить улицу перед
близко идущей машиной... Продолжите...
Страх бывает реальный, а бывает фантастический,
созданный воображением самого человека.
Ребята, какие из названных страхов реальные,
а какие выдуманные? (Ответы детей).
Да, в стихотворении
С. Маршака страхи не настоящие, они
являются продуктом богатого воображения
мальчика. И на самом деле бывает
так, что в темноте под воздействием
воображения обычные и знакомые предметы могут менять форму, размеры,
окраску, превращаться в страшные и ужасные
образы. Когда страшно, то глаза видят
то, чего нет на самом деле. Даже говорят:
"У страха глаза велики" (Сказка "У
страха глаза велики").
Сейчас вы убедитесь в том, как работает
ваше воображение.
Творческое задание - рисование "Кляксография" (Задача детей превратить кляксу в некий образ).
Ребята, бывало ли такое
с вами, приходилось ли вам испытывать
страх? Напишите свои страхи на листочках,
а затем мы спрячем их в этот
мешок.
Все вы чего-то боитесь. Когда страшно,
что с вами происходит? Вспомните свои
ощущения.
(На контурном изображении
человека отметить точки
Что такое страх?
Страх - это реакция
человека на угрозу, которая сковывает
движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным. А как
же победить страх? Ведь если со страхами
не бороться, они растут, а если бороться,
то уменьшаются (Советы лежат в саквояже
Доктора Айболита)
СОВЕТ 1: Если, например,
в темноте вам привиделись "страшилки",
то надо сказать себе: "Эти страшные
фигуры придумал я сам, поэтому я смогу
их и "перепридумать".
СОВЕТ 2 : дает детский
поэт С. Михалков:
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь -
Я говорю себе: "Лежи!"
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу.
И засыпаю, наконец,
Ну, разве я не молодец!
Значит, победить страх можно усилием
своей воли, т.е. заставить себя не бояться.
СОВЕТ 3: Один из способов
избавиться от страха — пойти к людям,
которые тебя любят, - маме и папе. Расскажи
им о своих страхах, и ты больше не будешь
чувствовать себя одиноким. Но ты можешь
подумать: "Я не могу сказать им, что
боюсь. Они будут надо мной смеяться".
Нет, если они умные и любят тебя. Будь
уверен, и выбери того, кто любит тебя.
СОВЕТ 4: Найдем в сказке
английской писательницы Л. Муур
"Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" (Читаем сказку).
Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха сказала: