Сказкотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 05:10, доклад

Описание работы

Сказка может быть использована для того, чтобы предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования.

Работа содержит 1 файл

сказкатерапия.docx

— 17.75 Кб (Скачать)

Сказкатерапия 

Сказка может  быть использована для того, чтобы  предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных  путей ее использования.  
 
1) Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает.  
 
2) Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.  
 
3) Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил.  
 
4) Сказка несет свободу.
 
 
 

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают. 
 
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 
 
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. 
 
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 
 
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. 
 
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима
 
 

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но... в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы». 

Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). 
 
 

Психотерапевтические  сказки, к которым относятся авторские  сказки, библейские и суфийские притчи и другие истории, особенно полезны, если есть необходимость: 

• передать клиенту  важные знания о порядке вещей  и законах окружающего мира в  ненавязчивой форме; 

• посмотреть на сложную ситуацию «со стороны» — в этом случае сказкотерапевт пересказывает историю клиента, зашифровывая ее в сказку; 

• поговорить об «истинной сущности» клиента, его созидательных потенциалах; 

• поддержать клиента  в период переоценки ценностей и  переосмысления жизненного опыта. 

Часто сказкотерапевт пишет сам «сказку для клиента». Но то, что было полезно одному, нередко становится полезным и другому. Таким образом, пополняется «банк» психотерапевтических сказок. 

  

Функции психотерапевтических сказок: 

  

• Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории  клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией. 

• Сказка позволяет  актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории. 

• Сказка позволяет  сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень  ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение. 

• Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним. 

• Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление. 

• Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. 

• Сказка формирует  Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов  обыденного сознания). 
 

Сказка может  быть использована для того, чтобы  предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных  путей ее использования.  
 
1) Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает.  
 
2) Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.  
 
3) Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил.  
 
4) Сказка несет свободу. 
 
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 
 
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, переполняющие ребенка? 
 
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Вот, например, сказка "Роза и ромашка".

Информация о работе Сказкотерапия