Сказкотерапия как метод развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:14, реферат

Описание работы

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Рассмотрим внимательнее методику под названием сказкотерапия.
Сказкотерапия - это эклектический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

Работа содержит 1 файл

сказкотерапия.docx

— 29.01 Кб (Скачать)
 

    На  данный момент существует множество  нетрадиционных методик, позволяющих  решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Рассмотрим внимательнее методику под названием сказкотерапия.

    Сказкотерапия - это эклектический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

     К сказкам обращались многие известные  психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные  психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Вачков, Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы. Фитбол - гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область  эффективного, продуктивного использования  психотерапевтических сказок, являющихся средством психотерапии и психокоррекции.

     Сказкотерапия является самым древним психологическим  и педагогическим методом. Знания о  мире, о философии жизни испокон  веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение  перечитывало и впитывало их. Сегодня  под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию  называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Предмет сказкотерапии процесс воспитания внутреннего мира ребёнка. 

Главными  задачами сказкотерапии  являются:

  1. Гармонизация внутреннего мира ребенка
  2. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  3. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  4. Выявление и поддержка творческих способностей.
  5. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
  6. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации
 

Жанры, используемые в сказкотерапии 

     По  определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

     Как пишет Вачков И.В., главным средством  психологического воздействия в  сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

     Функции сказок

    Выделяют  несколько основных функциональных особенностей сказок. 

    1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.  

    2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
 

  3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

В сказкотерапевтическом  процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация  Т.Д. Зинкевич - Евстегнеевой):

1) художественные 

2) дидактические

3) медитативные 

4) психотерапевтические 

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии  с актуальной ситуацией и подаются  по-разному: анализ, имидж-терапия,  рисование, куклотерапия, постановка  сказок в песочнице, инсценирование  и др.

    К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

    Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

    Психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

    Психотерапевтические  сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

    Медитативные  сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликта и злых героев.

     Особенности сказкотерапии с  детьми

     По  мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с  его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение  между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

     От  психолога требуется  выполнение следующих  условий:

    • При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
    • Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
    • Нельзя допускать затянувшихся пауз.

     Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная  ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
  • Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

    Сказкотерапевтические методы

  1. Рассказывание сказки -  Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
 
  1. Рисование сказки -  Желательно после чтения сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
 
  1. Сказкотерапевтическая диагностика - Использование  кукол в процессе консультирования.
  2. Изготовление кукол  - Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
 

     Возрастные  особенности и возможности детей  дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств  обучения. Разрешение актуальной проблемы человека с помощью средств психотерапии осуществляется благодаря тому, что, идентифицируя себя с персонажами разного рода поучительных историй, сказок, ребёнок получает возможность посмотреть на привычную ситуацию под другим углом зрения, а это позволяет увидеть другие её характерные особенности, изменить своё отношение к ситуации и позицию, что в конечном итоге приводит к разрешению проблемы.

     Специалист сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, владеть мастерством интерпретации сказочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.                        .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

    1. Вачков  И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. –  М.-2007
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2008
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008
    4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста.  – М.: 2004
    5. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: 2001.

Информация о работе Сказкотерапия как метод развития личности