С педагогической
точки зрения ситуация успеха –
это такое целенаправленное, организованное
сочетание условий, при которых
создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности
как отдельно взятой личности, так
и коллектива в целом. (1,30)
Главный
смысл деятельности учителя состоит в
том, чтобы создать каждому воспитаннику
ситуацию успеха. Здесь важно разделить
понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Ситуация – это сочетание условий, которые
обеспечивают успех, а сам успех – результат
подобной ситуации. Ситуация это то, что
способен организовать учитель: переживание
же радости, успеха нечто более субъективное,
скрытое в значительной мере взгляду со
стороны. Задача учителя в том и состоит,
чтобы дать каждому из своих воспитанников
возможность пережить радость достижения,
осознать свои возможности, поверить в
себя. (2,30)
Переживание
учеником ситуации успеха:
- повышает
мотивацию учения и развивает познавательные
интересы, позволяет ученику почувствовать
удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует
к высокой результативности труда;
- корректирует
личностные особенности такие, как тревожность,
неуверенность, самооценку;
- развивает
инициативность, креативность, активность;
- поддерживает
в классе благоприятный психологический
климат
Технологические
операции создания ситуаций успеха:
- Снятие страха
– помогает преодолеть неуверенность
в собственных силах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем
и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят
другие способы решения”. “Контрольная
работа довольно легкая, этот материал
мы с вами проходили”.
- Авансирование
успешного результата – помогает учителю
выразить свою твердую убежденность в
том, что его ученик обязательно справиться
с поставленной задачей. Это, в свою очередь,
внушает ребенку уверенность в свои силы
и возможности. “У вас обязательно получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
- Скрытое инструктирование
ребенка в способах и формах совершения
деятельности – помогает ребенку избежать
поражения, достигается путем намека,
пожелания. “Возможно, лучше всего начать
с…..”. “Выполняя работу, не забудьте
о…..”.
- Внесение
мотива – показывает ребенку ради чего,
ради кого совершается эта деятельность,
кому будет хорошо после выполнения. “Без
твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
- Персональная
исключительность – обозначает важность
усилий ребенка в предстоящей или совершаемой
деятельности. “Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”. “Ни
к кому, кроме тебя, я не могу обратиться
с этой просьбой…”
- Мобилизация
активности или педагогическое внушение
– побуждает к выполнению конкретных
действий. “Нам уже не терпится начать
работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
- Высокая оценка
детали – помогает эмоционально пережить
успех не результата в целом, а какой-то
его отдельной детали. “Тебе особенно
удалось то объяснение”. “Больше всего
мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей
похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов
создания ситуации успеха на уроке (из
опыта работы)
- Методы дифференцированного
обучения
- использование
педагогом в учебно-воспитательном процессе
коллективных форм обучения.
- Сочетание
репродуктивных, проблемно – поисковых
и творчески – воспроизводящих методов
обучения
- Использование
проектного метода в обучении школьников
- Осуществление
диагностики эмоционального состояния
обучающихся в ходе учебно-воспитательного
процесса.
- Акцентирование
успехов каждого ученика, отслеживание
продвижение его в учебной деятельности.