Ситуационный подход к принятию управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой «торговли» между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
1.1 История возникновения
1.2 Основные положения ситуационного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений;

Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции. Например, предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, можно увидеть, что такой путь может привести к разорению организации;

В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств[10].

Ситуационные теории, давая описание того, как подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящих универсальный и обобщающий характер.

 


Заключение

 

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Однако, применяя ситуационный подход в управлении, компания обеспечивает соответствие между внутренней и внешней средой организации только на короткий период времени. Установить такое соответствие грамотный менеджер может при построении ситуационной модели принятия решений.

Значимость этой модели состоит в том, что руководители компании, рабочий коллектив, участвующий в обсуждении сложившейся ситуации, при ее построении смогут рассмотреть предлагаемые и принимаемые пути, решения с разных сторон. Руководитель сможет проанализировать, спрогнозировать дальнейшее развитие компании.

Также к достоинствам ситуационной модели принятия решений можно отнести наличие широкого ряда инструментов. Например, проблемный мониторинг, который позволяет контролировать состояние финансовой и прочих систем компании, предупреждать о надвигающихся кризисах, позволяющий спрогнозировать развитие ситуации не только в самой компании, но и на рынке. Плановое обсуждение проблемы позволяет более эффективно провести рассмотрение ситуации на данный момент, ее развитие в будущем. Оно позволяет сосредоточиться на основных пунктах, а не отклоняться в обсуждениях на решение второстепенных задач. Чрезвычайный режим можно воплотить в случае срочности принятия решений. Он может быть наиболее эффективным из-за того, что из всего массива информации отбирается лишь самая необходимая, по которой руководитель и участники могут представить себе полную картину происходящего.

На мой взгляд, каждый руководитель должен иметь в своем распоряжении ситуационную комнату, в которой он сможет получать оперативную информацию о состоянии дел компании, моделировать создавшуюся ситуации, прогнозировать, принимать решения на основе анализа и проработки имеющегося материала. К сожалению, на сегодняшний день создание ситуационной комнаты, не говоря уже о ситуационном центре, могут позволить лишь успешно функционирующие компании. Компаниям же, менее преуспевающим, приходится пользоваться помощью консалтинговых центров, которые могут предложить им пути выхода из создавшейся ситуации.

 


Список использованной литературы

 

1.        Бовыкин В.И. Новый менеджмент. – М.:Экономика, 2004. –368 с.

2.        Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003. –400 с.

3.        Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с.

4.        Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.:Гардарики, 2003. –296 с.

5.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.

6.        Винер Н. Человек управляющий; СПб.: Питер, 2001, – 288 с.

7.        Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.

8.        Глущенко В.В. Менеджмент. – М.: Крылья, 2005. – 224 с.

9.        Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 2008. – 140 с.

10.   Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. / П. Друкер. – М.: Вильяме, 2004. – 270 с.

 

16

 



[1] Бовыкин В.И. Новый менеджмент. – М.:Экономика, 2004. С. 58.

[2] Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. 3-е изд., испр.  —  М.: Дело, 2002.  C.220.

[3]Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 2008. – C.98.

[4] Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. С. 159.

[5] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2006. С.56.

[6] Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В.Карпов.— М.: Гардарики, 2003. С. 102.

[7] Глущенко В.В. Менеджмент. – М.: Крылья, 2005. С.151.

[8] Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2004. С.89.

[9] Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. / П.Друкер. – М.: Вильяме, 2004. С. 154.

[10] Файоль А. Управление – это искусство / А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Юнити, 2002. С.199.


Информация о работе Ситуационный подход к принятию управленческих решений