Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:11, доклад
В Индии — стране с богатыми древними традициями в области образования — при британском колониальном правлении даже начальное образование было доступно лишь детям обеспеченных родителей. Грамотность среди населения составляла всего лишь 14% . Университеты готовили главным образом специалистов гуманитарного профиля, способствуя пополнению рядов чиновников, необходимых для службы в колониальном административном аппарате.
Система образования в Индии
В Индии —
стране с богатыми древними традициями
в области образования — при
британском колониальном правлении
даже начальное образование было
доступно лишь детям обеспеченных родителей.
Грамотность среди населения
составляла всего лишь 14% . Университеты
готовили главным образом специалистов
гуманитарного профиля, способствуя пополнению
рядов чиновников, необходимых для службы
в колониальном административном аппарате.
После завоевания независимости Индия
добилась существенных успехов в области
образования. Грамотность возросла до
29,34%, причем в отдельных штатах и территориях
этот процент еще выше, в Тамилнаду, например,—
39,39, в Гуджарате — 35.72, на Андаманских
и Никобарских островах — 43,48, в Керале-60,16%
Значительно возросли ассигнования на
образование, что наглядно демонстрируют
вложения в развитие начальной и высшей
школы (начальное образование в Индии
бесплатно, за обучение в университетах
и колледжах со студентов взимается плата)
(млн. рупий).
Количество начальных школ возросло со
172 тыс. с числом учащихся 14 млн. в 1947 г.
до 500 тыс., в которых обучается 60 млн. школьников.
Теперь школы территориально расположены
так, что их может посещать каждый ребенок.
Более чем в пять раз (с 20 в 1947 г. до 105 в
1972 г.) выросло число университетов. Профессорско-преподавательский
состав в университетах и колледжах увеличился
только за 20 лет (1950/51—1970/71) с 21 264 до 128 924
человек, т. е. почти в шесть раз.
Правительство Индии уделяет большое
внимание совершенствованию системы и
структуры образования. Вопросы образования
обсуждаются на многочисленных конференциях,
совещаниях, симпозиумах. Направление
и масштабы его развития определяются
пятилетними планами. Однако в этой сфере
остается ряд нерешенных проблем. Одной
из них является проблема университетских
экзаменов.
В 1948—1949 гг. работала комиссия по вопросам
университетского образования под председательством
доктора С. Радха-кришнана, которая отметила
в отчете: «Если бы нам предстояло предложить
одну-единственную реформу в области университетского
образования, то это должна была бы быть
реформа экзаменов». Чем же вызвана столь
решительная констатация?
Современный порядок экзаменов в индийских
университетах сохранился еще с колониальных
времен. Он был хорошо приспособлен для
того, чтобы воспитать индийскую интеллигенцию
в духе раболепного служения чужеземным
властителям, воспитать людей с узким
горизонтом мышления, безропотных и покорных.
Это обстоятельство отчетливо осознается
в современной Индии: «Вооружить студентов
знаниями определенного количества фактов,
привить им некоторые навыки, чтобы они
потом смогли исправно выполнять обязанности
квалифицированных клерков и мелких административных
работников» — так характеризуют цели
английских колонизаторов в области высшего
образования современные индийские исследователи.
Степени, дипломы, удостоверения, которые
получали студенты в результате выпускных
экзаменов, служили своего рода допуском
к правительственной службе. Однако уже
в начале нынешнего века количество обладателей
этих дипломов и степеней превысило имевшиеся
вакансии. По мере того как возрастало
число окончивших университеты, соперничество
между ними при поступлении на службу
обострялось. Это придавало особое значение
выпускным экзаменам, превращавшимся
в своеобразный заслон на пути выпускников
университетов. Экзамены заняли исключительное
место в процессе образования, превратились
в главную цель обучения. Вся подготовка
студентов была ориентирована на то, чтобы
они могли хорошо ответить на экзаменационные
вопросы.