Система образования в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:21, доклад

Описание работы

Обязательное школьное образование распространяется на детей в возрасте от шести до девятнадцати лет, соответственно продолжительность обучения в школе рассчитана в общей сложности на 13 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются.

Работа содержит 1 файл

Система образования в Германии.docx

— 19.68 Кб (Скачать)

Система образования в  Германии

ШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ.

Обязательное  школьное образование распространяется на детей в возрасте от шести до девятнадцати лет, соответственно продолжительность  обучения в школе рассчитана в  общей сложности на 13 лет. По истечении  этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление  в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется  правительству своей земли. Поэтому  программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются.  

Школьная система  образования Германии представляет из себя двухступенчатую систему, включающую в себя обучение в начальной школе (Primastufe) и обучение в средних образовательных учреждениях (Sekundastufe). 

Начальная школа. Grundschule

Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т.е. общие, базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса.

После окончания начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. 

Четыре типа средних школ:

1. Гимназия. Gymnasium.

Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет  без вступительных экзаменов  поступить во все высшие учебные  заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года в гимназии являются профориентированными, т.е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом, дающий право на поступление в технический институт, а после 13 класса - аттестат зрелости для поступления в университет.

2. Реальная школа.  Realschule.

Обучение в  реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована  на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большинство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат, позволяющий поступить в техникум или спецпрофучилище.

3. Основная школа.  Hauptschule.

В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа  дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей  профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают  в профессиональное училище.

4. Объединенная школа.  Gesamtschule.

Объединенная  школа включает с себя основные черты  всех вышеперечисленных общеобразовательных  учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие  классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного  типа. Если ученик успешно заканчивает  старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления  в университет.

Кроме всех вышеперечисленных  типов школ, в Германии существуют также специальные школы для  детей с ограниченными умственными  или физическими возможностями, причем разного уровня и профиля.

ВЫСШЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ В  ГЕРМАНИИ.

Германия с  давних времен известна как центр  развития науки и культуры. Имена таких известных поэтов, писателей, философов и общественных деятелей, как Шиллер, Гётте, Шлегель, Гумбольдт, Кант, Гегель, т.д. сегодня хорошо известны каждому. Германия принадлежала к европейским странам, в которых первый университет был основан еще в Средневековье. К самым древним университетам Германии относится Гейдельбергский университет 1386 г. и Кёльнский университет 1388 г. Эти учебные заведения были, прежде всего, известны своими старинными университетскими традициями и классическим образованием.

С тех пор  количество университетов и других высших учебных заведений значительно  выросло (на сегодняшний день их 323), изменилась и система высшего  образования. По-прежнему, важное место  занимает традиция гуманитарного образования, но на первое место выходит техническое  образование, тесная связь между  теорией и практикой, междисциплинарное  образование. Стремясь идти в ногу со временем, Вузы вводят программы, отражающие последние тенденции в науке и технике. С этой же целью постоянно пересматриваются учебные планы. Ввиду все возрастающего количества иностранных студентов в немецких университетах возможно обучение на английском, французском языках.

СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ.

Программа обучения по любой специальности делится на два периода: начальный и основной период обучения. Начальный период обучения, как правило, рассчитан на 4 семестра, в течение которых студент получает базовые знания по выбранному им предмету и смежным областям знания, вырабатывает навыки научно-исследовательской работы и практического применения полученных знаний. Студент посещает лекции, обязательные семинарские занятия. Начальный период обучения заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом. Ни промежуточный, ни преддипломный экзамен не являются итоговыми экзаменами, профессиональная квалификация после них не присваивается.

Основной период обучения длится около 5 семестров. На этом этапе студент занимается более  углубленным изучением выбранного предмета, проводит самостоятельные  исследования. Студент также выбирает направление специализации из предлагаемого  университетом перечня предметов. Основной период обучения завершается  получением диплома, академической  степени, бакалавра, магистра или сдачей государственного экзамена. Последний  семестр посвящен написанию научной  работы на соискание академической  степени или подготовке к сдаче  итоговых экзаменов.

Студент сам  выбирает с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр. Летний семестр в университетах длится с апреля по сентябрь (сроки могут меняться). Каникулы - конец июля - сентябрь.

Зимний семестр  – октябрь – март (сроки могут  меняться). Семестровые каникулы: конец  февраля – середина апреля. В  большинстве вузов начало лекций зимнего семестра 15 октября, а летнего - 15 апреля.

Летний семестр  – март – август (сроки могут  меняться). Зимний семестр – сентябрь – март. Начало занятий зимнего  семестра – 15 сентября, летнего – 15 марта.

Продолжительность обучения варьируется в зависимости  от типа вуза и академической степени.

Согласно рамочному  Закону о высшей школе «стандартный период обучения» , т.е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года (девять семестров). Только в особых случаях может быть установлен другой «норматив».

Затем вы можете сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера  или магистра (Master или Magistergrad). Для получения этой степени «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год – максимум на четыре года.

«Стандартный  период обучения» для ВУЗов с получением диплома составляет четыре года.

Чтобы подготовить  и защитить диссертацию на степень  «доктора», вам понадобится дополнительно  от двух до пяти лет. Из-за того, что  учеба в университете связана  с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки  «стандартного периода обучения». 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕМЕЦКОЙ СИСТЕМЫ  ОБУЧЕНИЯ И БЕЛОРУССКОЙ

Делая вывод  относительно немецкой системы образования, нужно сказать, что в некоторых  аспектах белорусское и немецкое образование очень схожи.

Но в отличие от белорусской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг возможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учреждение более высокого уровня ученику требуются рекомендации учителей начальной школы. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Также существует разница между белорусскими и немецкими школами в системе оценивания. В то время как в белорусских учебных заведениях оценивание осуществляется путем выставления оценок от 1 до 10, считая 10 – наивысшей оценкой,  а в Германии есть только 6 видов оценок: от 1 до 6, причем 1 считается высшей оценкой. 

Современная система  высшего образования заметно  отличается от белорусской. В Германии провозглашен принцип «академической свободы», согласно которому свобода предоставлена не только вузам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. То есть многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент немецкого вуза не посещает занятия со своими сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки).

Также немаловажным фактом является то, что студенты  университетов в Германии гораздо  старше студентов в Беларуси. Это  обуславливается тем, что  школьная программа в школе составляет 13 классов, а в Беларуси соответственно  11.

Также существенная разница существует между правилами  поступления в Вуз. Если в Германии достаточно иметь аттестат зрелости, который показывает на достаточные  знания, чтобы поступить, а в Беларуси неотъемлемой частью поступления в  Вуз является сдача Централизованного  Тестирования (ЦТ). Результаты которого и определяют знания студентов. И только успешная сдача ЦТ позволяет студенту поступить в Вуз.

Таким образом, следует заметить, что система образования, как в Германии, так и в Беларуси очень продуктивна. Основной закон об образовании в обеих странах предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям.

Информация о работе Система образования в Германии