Шпаргалка по социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа содержит 1 файл

социалка 40-50.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

40. соц мышление и проблема соц понимания

Мышление социальное Проблема М. с. активно изучается как в отеч., так и в зарубеж. психологии. Мышление обусловлено бытием, что позволяет говорить о различиях в мышлении, соотносимых с разл. содержанием социальной реальности. Поэтому осмысление обществ. жизни выражается в М. с. Посредством М. с. человек познает окружающую действительность, социальные ситуации, систему социальных связей, вырабатывает систему взглядов на действительность, формирует свою мировоззренческую позицию, а так же познает субъекта социального взаимодействия - человека. Существует неск. определений понятия «социальное мышление». Д. Майерс рассматривает социальное мышление как способность оценивать себя и других, способность, обуславливающую социальные установки, объяснения и убеждения. В отеч. психологии термин «М. с.» был предложен К. А. Абульхановой-Славской, к-рая считает, что «М. с. личности зависит от ее социальной жизненной позиции, осуществляется в единстве с ее действиями и поступками, но в целом выражает обобщение найденного личностью способа жизни». Т. о., М. с. - это мышление личности о социальной действительности, к-рая является ее объектом. Предметом М. с. выступают люди, особенности их поведения и взаимоотношений, социальные процессы, в к-рых реализуются обществ. отношения, весь жизненный путь личности.

  1. Малая группа – определение. Основные параметры и структуры малой группы.

Малая Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом), которых отличают:

- наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.),

- личное знакомство друг  с другом,

- непосредственное взаимодействие  друг с другом,

- существование установившихся  личных и деловых взаимоотношений  между членами группы,

- наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей,  групповых норм и т.п.

Малая группа – непосредственный проводник общества, больших и  средних социальных групп на индивида.

Большую часть жизни человек  проводит в малых группах –  это семья, учебный класс, студенческая группа, первичный трудовой коллектив, компания друзей.

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Центральный психологический  феномен, характеризующий малую  группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Основные ее критерии:

- сходство мотивов, целей,  ценностных ориентация и социальных  установок членов,

- идентификация индивидов  со своей группой (осознание  своей принадлежности),

- осознание членами группы  имеющихся между ними сходства  и общности и отличий своей  группы от других,

- наличие социально-психологических  характеристик, которые присущи  группе в целом, а не отдельным  индивидам (сплоченность, социально-психологический  климат и т.п.). 

Качественные характеристики малой группы:

- композиция – совокупность  индивидуальных особенностей членов  группы, характеризующих ее как  единое целое (пол, возраст,  образование и т.п.),

- структура – совокупность  связей, складывающихся в группе  между отдельными индивидами  и микрогруппами как элементами данной группы.

Структура функциональных связей (распределение функций) и структура  эмоциональных связей.

В исследованиях формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные с официальными и неофициальными отношениями.

Социометрическая структура  – выявленная по итогам социометрического  исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения.

Коммуникативная структура  – совокупность связей, связанных  с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.).

Структура социальной власти и влияния связана с направленностью  и интенсивностью влияния. Системы  связей, лежащих в основе руководства  и неформального лидерства. Координационные  и субординационные взаимоотношения.

 

  1. Принадлежность к группе, давление, конфрмизм

Эффект принадлежности к группе. Это второй базовый групповой  эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами. Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой, заключаются в следующем:

  • человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;
  • когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;
  • эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;
  • поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Итак, в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов  групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

 

 

43 как определить

44 групповая совместимость…

Групповая совместимость  – это способность членов группы к совместному бесконфликтному  и согласованному взаимодействию в  условиях совместной деятельности.

Совместимость – одно из важнейших условий групповой  сплоченности и эффективности.

Групповая сплоченность это результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней.

Силы сплочения  группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной  группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. 

Групповое принятие решений

коллегиальные решения, когда  единоличному решению предшествует обсуждение проблемы со специалистами, и коллективные решения, принимающиеся  на основе голосования, вместе образуют групповую форму принятия управленческих решений. При принятии таких решений  по форме группового взаимодействия выделяются интерактивные и номинальные  группы. Интерактивной называется группа, члены которой непосредственно  взаимодействуют друг с другом в  целях принятия решения. В номинальной  группе ее члены действуют сравнительно изолированно друг от друга, но на промежуточных  стадиях работы они обеспечиваются информацией о чужих действиях, имеют возможность менять свои мнения.

Групповое взаимодействие при  принятии управленческих решений имеет  своим результатом самые различные  эффекты. Так, было установлено, что  в ходе группового обсуждения образуются почти в два раза больше идей, по сравнению с ситуациями, когда  те же лица работают единолично.

При полном включении людей  в групповое принятие решений  возможны эффекты конформизма, тенденциозного подбора информации, сверхоптимизма, убеждения во всесильности группы, обманчивости инициативы.

45. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ совместная деятельность группы людей, происходящая в условиях их общения друг с другом (непосредственно или опосредствейно, напр, с помощью приборов, как это осуществляется при испытаниях на приборах типа гомеостат или кибернометр). Г. д. не является простой суммой параллельных деятельностей, выполняемых людьми независимо друг от друга. Ее существенным моментом являются взаимосвязь и взаимодействие людей. Наибольший интерес представляет изучение этих процессов в малой группе. При изучении Г. д. весьма перспективным является применение системного подхода. Применительно к данному вопросу он сводится к следующему: малая группа рассматривается как целостная система, состоящая из множества взаимозависимых элементов, свойства системы несводимы к простой сумме свойств ее элементов; системе в целом и каждому отдельному элементу свойственна специфичность функционирования; элементы системы определяются как целостные единицы и основным объектом изучения являются особенности их взаимосвязи и целостного функционирориваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловые взаимоотношения), и неформальном (межличностные взаимоотношения). Признаком хорошей организации группы является руководящая роль официальной структуры в регулировании межличностных взаимоотношений. Ряд специфических особенностей по сравнению с другими профессиональными группами имеет Г. д. в группе операторов. Основными из них являются следующие: операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга; в процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов; в процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: помимо всего прочего оператор должен уметь прогнозировать (предвидеть) возможные действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при условии отсутствия непосредственного контакта с ними; результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задач в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного июля.

Эффективность групповой деятельности определяется тем, насколько хорошо группа справляется  с возложенными на нее обязанностями.

Критерии:

- продуктивность (получение запланированных результатов), 
- качество работы,

- положительное  влияние группы на социализацию  индивида.

Зависит:

- от композиции (индивидуального состава): группы  с неоднородной композицией лучше  справляются со сложными проблемами, так как предлагается больше  вариантов их решения,

- от стиля  лидерства,

- от личных  взаимоотношений,

- от организации  деятельности (коллективно-кооперативная,  индивидуальная или скоординированная).(выделенный абзац есть ответ на 46 вопрос, он просто повторяет часть 45)

 

 

 

50. феномены больших соц групп.

К феноменам относятся:

Общественное  сознание – духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Социально-психологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т.п.). 
 
Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями. 
 
Общественное сознание образуется совокупностью его форм – науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии 
Разновидность общественного сознания – массовое сознание.  
Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения. 
 
Общественное мнение – состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления. 
Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение – постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи). 
 
Общественное настроение – эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов. 
Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, – обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности. 
 
Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, называются традициями. Традиции могут быть социально положительными и косными, реакционными.

Информация о работе Шпаргалка по социальной психологии