Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:38, шпаргалка
Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессы - отдельные формы психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение.
1. Объект и предмет психологии.
2. Методологическая основа психологии.
3. Основные принципы психологии.
4. Этапы развития науки.
5. Строение нервной системы.
6. Кора больших полушарий мозга.
7. Работа нервной системы человека
8. Развитие психики в филогенезе.
9. Сознание человека и его характеристики.
10. Индивид, личность, индивидуальность.
11. Биологическое и социальное в структуре личности.
12. Активность личности человека.
13. Мотивация как проявление потребностей личности.
14. Понятие о деятельности.
15. Структура деятельности.
16. Виды деятельности.
17. Понятие об ощущении.
18. Виды ощущений.
19. Общие закономерности ощущений.
20. Понятие восприятия и его физиологические основы.
21. Основные особенности восприятия.
22. Общая характеристика внимания.
23. Качества внимания.
24. Виды внимания и их характеристика
25. Общее понятие памяти.
26. Физиологические основы памяти.
27. Процессы памяти.
28. Виды памяти.
29. Определение мышления.
30. Виды мышления и их классификация.
31. Мышление как процесс решения задач.
32. Мышление как высшая психическая функция.
33. Воображение как фактор поведения.
34. Виды воображения.
35. Этапы творческого воображения.
36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
37. Виды чувств.
38. Личность и чувства.
39. Воля как характеристика сознания.
40. Анализ волевого действия.
41. Теории воли.
42. История учений о типах темперамента.
43. Темперамент - биологический фундамент личности.
44. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
45. Темперамент и личность.
46. Понятие о характере.
47. Типология характеров.
48. Формирование характера и пути его воспитания.
49. Понятие о способностях и их природе.
50. Задатки как природные предпосылки способностей.
51. Качественная и количественная характеристика способностей.
Развитие способностей
Развитие личности – это общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее – воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество.
В исследовании проблемы личности психология опирается на положения философов. Психологию интересуют вопросы структуры личности, ее развития. Фрейд полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения.
13.Мотивация как проявление потребностей личности.
Мотивация – основа жизни и деятельности всех живых организмов. Она представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. Потребность в этом случае принимается как состояние организма, который испытывает нужду в необходимом для его существования и развития. Стимулом может быть и внешний, и внутренний побудитель. Воздействуя на человека, предметы вызывают у человека потребности – энергетические заряды, которые аккумулируют напряжение, в этом состоянии человек пытается разрядиться, т. е. удовлетворить свои собственные потребности. Именно потребность и есть энергия, которая питает разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Пока потребность не удовлетворена полностью, она продолжает поставлять энергию. структура мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми появляются связанные с жизнедеятельностью организма биологические потребности. У детей 1,5–2 месяцев зарождается и социальная мотивация. Важнейшей закономерностью в развитии мотивации является переход от знаемых (предмотивационное образование) к реально действующим мотивам – именно этот процесс определяет социализацию человека. Ситуативное развитие потребностей – важный момент в развитии мотивации, так как новый объект, который попадает в значимую ситуацию, приобретает движущую силу и трансформируется в предмет удовлетворения потребностей.
Социальные потребности развива
• на основе ступенчатого изменения содержания естественной мотивации;
• путем ассоциации нейтрального и значимого стимулов.
Не все мотивы и потребности становятся значимыми в активации деятельности, так как мотивационная сфера имеет четкую структуру и иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, а другие лишь исполняют вспомогательную функцию. Обычно ведущих мотивов несколько.
14.Понятие о деятельности.
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
15.Структура деятельности.
Состоит из нескольких уровней:
• психофизиологические функции;
• операции;
• действия;
• деятельности особенные, или особые виды деятельности.
В деятельности выделяют движения и
действия. Действие — каждый относительно
законченный элемент
16.Виды деятельности.
В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т.е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.
В течение первого года на основе
развития исследовательского поведения
ребенок узнает и знакомится с
миром. Затем начинается практическое
поведение. Далее развивается
Виды деятельности:
1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;
2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;
3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.
Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.
17.Понятие об ощущении.
Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей.
ОЩУЩЕНИЯ- это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор.
Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов
18.Виды ощущений.
Виды ощущений. Английский физиолог Ч. Шеррингтон в 1906 году выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) . Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
19.Общие закономерности ощущений.
Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая от его других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, темпу, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периода ощущения. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезаем одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последствии.
Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестаёт действовать вызывающий его раздражитель, след от раздражителя остаётся в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным.
Для ощущений характера пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.
Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга, Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора - усиливать или, наоборот, ослаблять ее. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов называется взаимодействием ощущений. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии.
20.Понятие
восприятия и его
ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются в воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Но благодаря свойству константности - способность перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия) компенсировать эти изменения мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величине.
Источник константности
Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.Зависимость восприятия от психической жизни человека , от особенностей его личности носит название апперцепции.
21.Основные особенности восприятия.
Наиболее важные особенности восприятия: Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Целостность. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметности деятельности человека - с другой.
22.Общая характеристика внимания.
Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, имеющие устойчивую или ситуативную значимость.
Физиологические основы внимания: Наличие участков коры головного мозга с повышенной в данный момент возбудимостью; образование новых условно-рефлекторных связей и успешная выработка дифференцировки; наличие отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью; наличие явления доминанты.
23.Качества внимания.
Свойства внимания
Концентрация внимания – это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
Избирательность внимания – это сосредоточение на наиболее важных предметах.
Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
Объем внимания – количество объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.
Интенсивность внимания – относительно большая затрата нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.