Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:05, шпаргалка
Шпаргалка содержит ответы на 50 экзаменационных вопросов по предмету. 1. Психология как наука... 50. Личностная и социальная зрелость как критерий эффективности самосовершенствования личности
По содержанию:
-реалистические (предметные)
-нереалистические (беспредметные)
По характеру участников:
-внутриличностные
-межличностные
-между личностью и группой
-межгрупповые
30. Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп.
Группа – общность.
Малая группа – это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Необходимы 2 условия:
Размер группы и ее структура:
Классиф малых групп:
Деление малых групп на виды возможно по разным критериям.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.
Формальная
группа функционирует в
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Коллектив — это форма объединения людей, создающая условия для совместной результативной деятельности.
Малая группа – группа людей, численностью от нескольких до нескольких десятков человек, объединенных общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения
Каждый
человек входит в состав
конкретные черты и признаки:
31. Социально-психологический климат в группе
Благоприятный
социально-психологический
При его изучении внимание ученых концентрируется на трех основных вопросах:
1. какова
сущность социально-
2. какие факторы оказывают влияние на его формирование?
3. по
каким показателям можно
Психологический
климат - это эмоциональная окраска
психологических связей членов коллектива,
возникающая на основе их близости,
симпатии, совпадения характеров, интересов,
склонностей. Климат отношений между людьми
состоит из трех климатических зон. Первая
климатическая зона - социальный климат,
который определяется тем, насколько в
данном коллективе осознанны цели и задачи
общества, насколько здесь гарантированно
соблюдение всех конституционных прав
и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая зона - моральный
климат, который определяется тем, какие
моральные ценности в данном коллективе
являются принятыми. Третья
климатическая зона - психологический
климат, те неофициальные отношения, которые
складываются между работниками, находящимися
в непосредственном контакте друг с другом.
Психологический климат - это климат, зона
действия которого значительно локальнее
социального и морального климата.
32. Системный психологический подход в управлении.
Главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют и друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.
Любая организация как система имеет свою внутреннюю логику, живет по своим взаимосвязанным законам. Учет этой системной логики организации есть важнейшее условие эффективного управления. Но одновременно это — и основная трудность практики управления. Сложность усугубляется еще и тем, что современные организации внутренне неоднородны и включают в себя качественно различные компоненты (технику и людей), являются так называемыми социотехническими системами. Любая социотехническая система, согласно данному подходу, состоит из ряда подсистем, которые должны быть согласованы иерархически (по типу субординации) и «горизонтально» (по типу координации) . Кроме того, организация как система не только может, но и должна создавать в процессе своего функционирования необходимые для него подсистемы — так называемые функциональные органы управления.
Существовавшие до этого подхода школы делали главный акцент на прогрессе управления как таковом. Системный же подход показал, что не меньшей, если не большей, сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого — знать и уметь их использовать.
Таким
образом, данный подход сформулировал
новое понимание организаций
как социотехнических систем. В силу
общего характера его нельзя рассматривать
как набор законченных
33. Руководство и лидерство.
Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления.
Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.
В общих чертах лидерство отражает отношения доминирования и подчинения, складывающиеся в группе в процессе межличностных контактов, тогда как руководство относится к организации всей деятельности группы в целом. При подробном сравнительном анализе обнаруживаются следующие различия:
- лидер
осуществляет регуляцию
- лидерство
возникает в условиях
- лидерство
возникает стихийно, а руководитель
либо назначается, либо
- лидерство
отличается от руководства
- процесс
решения руководителя
-лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами.
Считается,
что в идеальной ситуации официальный
руководитель признается членами группы
и как лидер. В этом случае его
формальные права дополняются возможностью
неформального воздействия на группу.
В тех случаях, когда руководитель
и лидер не совпадают в одном лице, могут
возникать неудовлетворенность работой,
увеличение конфликтности.
34. Объект, предмет и основные категории педагогики
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - "воспитание", "обучение", "образование".
"Воспитание" как всеобщая категория исторически включала в себя "обучение" и "образование".
В современной науке под "воспитанием" как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;