Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
17. Морально-психологические принципы мотивации.
18. Модель современной комплексной системы мотивации.
Для понимания механизмов мотивации в некоторых трудах по управлению приводится ряд моделей мотивации. Как лучшую среди них можно назвать комплексную модель Портера-Лоулера. Она увязывает основные факторы теорий ожидания и справедливости с видами вознаграждения, которые приводят к удовлетворению потребностей.
Первая
особенность состоит в том, что
любой вид деятельности рассматривается
как процесс, протекающий во времени.
Его целесообразно представить
в виде отдельных временных
Результаты прохождения каждой стадии характеризуются определенными показателями. Цель деятельности рассматривается как средство и возможность удовлетворения первичных и вторичных потребностей. На этой основе определяются усилия, необходимые для выполнения работы. В результате сочетания прилагаемых усилий, способностей исполнителя и выполняемой им в процессе труда роли достигаются определенные результаты, за которые выдаются внутреннее и внешнее вознаграждение.
Субъективно оценивая затраты усилий и соответствующие результаты, исполнитель ожидает получить вознаграждение, которое способно удовлетворить его потребности.
Вторая особенность модели заключается в том, что блок мотивации деятельности рассматривается как некоторый регулятор усилий деятельности. Их величины зависят не только от необходимых потребностей и интересов, но и от степени удовлетворенности работой за прошедшие интервалы времени. Эта особенность представлена двумя видами обратных связей, которые установлены в соответствии с процессуальными теориями мотивации.
Удовлетворенность работой зависит от двух основных факторов:
Степень
ожидания вознаграждения определяется
как отношение полученного
Степень справедливости вознаграждения определяется как отношение полученного вознаграждения к вознаграждению, полученному коллегами за аналогичные работы.
Комплексная модель мотивации основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия справедливости вознаграждения.
Модель
включает основные понятия процесса
мотивации и показывает, насколько
важно объединить такие понятия,
как усилия, способности, роль в процессе
труда, результаты, удовлетворение и
восприятие в рамках единой взаимоувязанной
системы. Она демонстрирует
Анализ приведенной модели позволяет сделать вывод о том, что вознаграждение и удовлетворенность работника – дело сложное и многоплановое. При вознаграждении работника за труд нужно учитывать не только достигнутые им результаты, но и его потребности, и ожидание получения справедливого вознаграждения.
Какая-либо неудовлетворенность в процессе работы должна стать объектом пристального внимания руководителя и быть подвергнута тщательному изучению. Ибо неудовлетворенный работник – это "узкое место" в системе фирмы.
Комплексная модель показывает, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению ее результативности. Один из наиболее важных выводов из комплексной модели состоит в том, что результативный труд через вознаграждение порождает удовлетворенность. Именно результативный труд является причиной удовлетворения, а не его следствием.
Основным недостатком комплексной модели мотивации является невозможность понять психологические факторы мотивации и на основе этого более правильно подобрать работнику вознаграждение.