Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:11, шпаргалка

Описание работы

«Психофизиология» – быстро развивающаяся отрасль науки. Результаты психофизиологических исследований находят широкое применение в разных сферах жизнедеятельности человека. Данный термин впервые был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и использовался для обозначения широкого круга исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологичные методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. др.).

Работа содержит 1 файл

Ответы ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

По современным  представлениям, переключение активирующих влияний с уровня ретикулярной формации ствола мозга на уровень таламической системы означает переход от генерализованной активации коры к локальной:

- первая отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования;

- вторая отвечает за избирательное сосредоточение внимания.

 

 

 

38. Виды  памяти. Временная организация памяти

 

Существует разделение памяти на генотипическую (связана с безусловными рефлексами и инстинктами) и фенотипическую (обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения).

В ходе совершенствования  механизмов адаптации развились  и упрочились сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.

Модально-специфические  виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм — выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.

Образная  память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

По некоторым  представлениям, ее морфологической  основой служат сложные нейрональные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий припоминания забытого материала.

Помимо этого  иногда выделяют также эмоциональную  и словесно-логическую память.

Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.

 

Основанием для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида:

- иконическую, или сенсорную, память (ИП);

- кратковременную, или оперативную, память (КВП);

- долговременную, или декларативную, память (ДВП).

Иногда последний  вид памяти называется пропозиционной, вторичной или семантической. Считается, что каждый из этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем.

Длительность  хранения в сенсорной, или иконической, памяти составляет 250-400 мс, однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4-х сек. Объем ИП при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов. Длительность хранения в кратковременной памяти около 12 сек., при повторении дольше. Объем КВП представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, неограничен.

Подобную временную  типологию памяти подтверждают эксперименты с животными по научению, в которых показано, что запоминание ухудшается, если сразу же за научением следует удар электрическим током (электроконвульсивный шок — ЭКШ), т.е. ЭКШ препятствует переносу информации из кратковременной памяти в долговременную. Аналогично, травма, полученная человеком, не сказывается сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия.

О существовании  двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых — здоровые и больные амнезией — должны были воспроизвести список из 10 слов сразу после заучивания и с задержкой в 30 сек. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент подтверждает, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны.

Во всех вышеперечисленных  видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя, по крайней мере, три этапа: формирование энграммы, т.е. следа, оставляемого в мозгу тем или иным событием; сортировку и выделение новой информации; долговременное хранение значимой информации.

 

 

39. Нервные  структуры, связанные с памятью

 

Основные структуры: РФ, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокмп, лимбическая система, височная область и др..

 Нервные  структуры, связанные с памятью  выполняют различные функции:  собственно формирование энграмм,  регуляцию памяти и храниение.

Системы регуляции  памяти: в регуляциях памяти задействованы  разные структуры в зависимости вот того, произвольная это память или непроизвольная.

 Система  управления и регуляции памяти  включает неспецифические и специфические компоненты

1) Неспецифические:  ретикулярная формация, гипоталамус,  неспецифический таламус, гиппокамп,  лобная кора

2) Модально-специфические, связанные с деятельностью анализаторных систем. Обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон.

 Неспецифический  уровень участвует в обеспечении  практически всех видов памяти. При активации РФ формирование энграмм происходит эффективнее. Улучшение кратковременной памяти может наблюдаться при электрической стимуляции таламокортикальной системы.

 В обеспечении  произвольного запоминания ведущую  роль имеют лобные доли (особенно  левого полушаярия)

Формирование  энграмм. Проходит в 3 этапа

1. На основе  деятельности анализаторов возникает  сенсорный след (сенсорная память)

2. Сенсорная  информаия направлется в высшие  отделы. В корковых зонах, гиппокампе  и лимбической системе происходит  анализ, сортировка и переработка сигналов. Гиппокамп выполняет роль селективного входного фильтра. Эвон классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя организации сенсорных следов. Эвон так же участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивации. Височная область устанавливает связь с местами хранения следов памяти во вторых отделах мозга, т.е. отвечает за реогранизацию нервных сетей в процессе усвоения новых известный.

3.Следовые процессы  переходят в устойчивые структуры  долговременной памяти. Это может происходить во сне и в бодрствовании

Хранение: Карл Лешли в своих опытах пришел к  выводу, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде. Следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются, точную локализацию тех или иных воспоминаний найти невозможно.

 

 

 

 

40. Нейронные  механизмы памяти

 

С развитием  микроэлектродной техники появилась  возможность изучения электрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти на уровне нервной клетки.

 Наиболее эффективным оказался метод внутриклеточного отведения электрической активности отдельного нейрона. С его помощью можно анализировать роль синаптических процессов в изменении активности нейрона. В частности, на этой основе были установлены нейронные механизмы простой формы обучения — привыкания

 Изучение  нейронных основ памяти сопряжено  с поиском структур, нейроны которых  обнаруживают пластические изменения при обучении. Экспериментальным путем такие нейроны обнаружены в животных в гиппокампе, ретикулярной формации и некоторых зонах коры.

 Исследования  м.Н. Ливанова и С.Р. Раевой  показали, что активация оперативной  памяти в человека сопровождается  изменением активности нейронов  многих структур мозга. При  применении тестов на оперативную и непроизвольную память были обнаружены «пусковые» нейроны, расположенные в головке хвостатого ядра и передней части зрительного бугра, которые отвечали лишь на речевые команды типа: «запомните», «повторите».

 По его  представлениям Е. Н. Соколиная,  информация закодирована в нейронных структурах мозга в виде особых векторов памяти, которые создаются набором постсинаптических локусов на теле нейрона-детектора, имеющих разную электрическую проводимость. Этот вектор определяется как единица структурного кода памяти. Вектор восприятия состоит из набора постсинаптических потенциалов разнообразной амплитуды. Размерности всех векторов восприятия и всех векторов памяти одинаковы. Если узор потенциалов полностью совпадает с узором проводимостей, то это соответствует идентификации воспринимаемого сигнала.

 

 

 

41. Молекулярно-генетические  механизмы памяти

 

Исследования  Г. Хидена показали, что образование  следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Раздражение в клетке вызывает длительные биохимические следы. Но в более поздних работах было показано, что в формировании энграм ведущую роль играет ДНК, которая может служит хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу. Поэтому нейроны и не делятся, чтобы не разрушить приобретенную информацию.

 Эти открытия  имели большой научный и общественный  резонанс.

Медиаторные системы. Медиатором – химическим посредникам  в синаптической передачи придается большое значение в обеспечении долговременной памяти. Например, уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию.

 Под влиянием  обучения увеличивается количество  холинорецепторов . В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов ацителхолину, что обеспечивает обучение, ускоряет запоминание, способствует более быстрому извлечению следа из памяти.

 Важно подчеркнуть,  что холинэргическая система  испытывает на себя модулирующее влияние со стороны моноамионоэргической системы. Под действием этих влияний может изменяться активность холинэргических синапсов и запускаться цепь биохимических внутриклеточных процессов, приводящих к более эффективному образованию энграмм.

 

Предполагается, что для различных видов памяти в ближайшем будущем будут  выявлены различия в биохимических процессах.

 НО интенсивные  исследования привели к явной  переоценке клеточно-молекулярного  уровня изучения механизмов памяти. Как указывает С. Роуз эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, слишком ограничены.

 Мы помним, что сознание – эмерджентное свойство нервной системы, и на таком низком уровне как клеточный, еще не проявляются эти свойства, ведь на клеточном уровне нейроны не соединены между собой морфологическими и функциональными связями. Память нельзя рассматривать как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток. Память существует в динамичной и относительно распределенной форме.

 

 

 

42. Теории  сознания

 

Существует  множество теорий о механизмах сознания, в которых осуществляется попытка  сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрении роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание и желание. Эти два подхода не исключают друг друга, потому что специальные операции, связанные с сознанием, реализуются при участии особенных нейронных сетей, которые находятся в конкретных структурах мозга.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"