Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:11, шпаргалка
«Психофизиология» – быстро развивающаяся отрасль науки. Результаты психофизиологических исследований находят широкое применение в разных сферах жизнедеятельности человека. Данный термин впервые был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и использовался для обозначения широкого круга исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологичные методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. др.).
По современным представлениям, переключение активирующих влияний с уровня ретикулярной формации ствола мозга на уровень таламической системы означает переход от генерализованной активации коры к локальной:
- первая отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования;
- вторая отвечает за избирательное сосредоточение внимания.
38. Виды памяти. Временная организация памяти
Существует разделение памяти на генотипическую (связана с безусловными рефлексами и инстинктами) и фенотипическую (обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения).
В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.
Модально-специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм — выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.
Образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.
По некоторым представлениям, ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий припоминания забытого материала.
Помимо этого иногда выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память.
Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.
Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.
Основанием для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида:
- иконическую, или сенсорную, память (ИП);
- кратковременную, или оперативную, память (КВП);
- долговременную, или декларативную, память (ДВП).
Иногда последний вид памяти называется пропозиционной, вторичной или семантической. Считается, что каждый из этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем.
Длительность хранения в сенсорной, или иконической, памяти составляет 250-400 мс, однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4-х сек. Объем ИП при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов. Длительность хранения в кратковременной памяти около 12 сек., при повторении дольше. Объем КВП представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, неограничен.
Подобную временную типологию памяти подтверждают эксперименты с животными по научению, в которых показано, что запоминание ухудшается, если сразу же за научением следует удар электрическим током (электроконвульсивный шок — ЭКШ), т.е. ЭКШ препятствует переносу информации из кратковременной памяти в долговременную. Аналогично, травма, полученная человеком, не сказывается сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия.
О существовании двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых — здоровые и больные амнезией — должны были воспроизвести список из 10 слов сразу после заучивания и с задержкой в 30 сек. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент подтверждает, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны.
Во всех вышеперечисленных видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя, по крайней мере, три этапа: формирование энграммы, т.е. следа, оставляемого в мозгу тем или иным событием; сортировку и выделение новой информации; долговременное хранение значимой информации.
39. Нервные структуры, связанные с памятью
Основные структуры: РФ, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокмп, лимбическая система, височная область и др..
Нервные
структуры, связанные с
Системы регуляции памяти: в регуляциях памяти задействованы разные структуры в зависимости вот того, произвольная это память или непроизвольная.
Система
управления и регуляции памяти
включает неспецифические и
1) Неспецифические:
ретикулярная формация, гипоталамус,
неспецифический таламус,
2) Модально-специфические, связанные с деятельностью анализаторных систем. Обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон.
Неспецифический
уровень участвует в
В обеспечении
произвольного запоминания
Формирование энграмм. Проходит в 3 этапа
1. На основе
деятельности анализаторов
2. Сенсорная
информаия направлется в
3.Следовые процессы
переходят в устойчивые
Хранение: Карл Лешли в своих опытах пришел к выводу, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде. Следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются, точную локализацию тех или иных воспоминаний найти невозможно.
40. Нейронные механизмы памяти
С развитием микроэлектродной техники появилась возможность изучения электрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти на уровне нервной клетки.
Наиболее эффективным оказался метод внутриклеточного отведения электрической активности отдельного нейрона. С его помощью можно анализировать роль синаптических процессов в изменении активности нейрона. В частности, на этой основе были установлены нейронные механизмы простой формы обучения — привыкания
Изучение
нейронных основ памяти
Исследования
м.Н. Ливанова и С.Р. Раевой
показали, что активация оперативной
памяти в человека
По его
представлениям Е. Н.
41. Молекулярно-генетические механизмы памяти
Исследования Г. Хидена показали, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Раздражение в клетке вызывает длительные биохимические следы. Но в более поздних работах было показано, что в формировании энграм ведущую роль играет ДНК, которая может служит хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу. Поэтому нейроны и не делятся, чтобы не разрушить приобретенную информацию.
Эти открытия
имели большой научный и
Медиаторные системы. Медиатором – химическим посредникам в синаптической передачи придается большое значение в обеспечении долговременной памяти. Например, уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию.
Под влиянием
обучения увеличивается
Важно подчеркнуть,
что холинэргическая система
испытывает на себя модулирующе
Предполагается, что для различных видов памяти в ближайшем будущем будут выявлены различия в биохимических процессах.
НО интенсивные
исследования привели к явной
переоценке клеточно-
Мы помним, что сознание – эмерджентное свойство нервной системы, и на таком низком уровне как клеточный, еще не проявляются эти свойства, ведь на клеточном уровне нейроны не соединены между собой морфологическими и функциональными связями. Память нельзя рассматривать как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток. Память существует в динамичной и относительно распределенной форме.
42. Теории сознания
Существует множество теорий о механизмах сознания, в которых осуществляется попытка сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрении роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание и желание. Эти два подхода не исключают друг друга, потому что специальные операции, связанные с сознанием, реализуются при участии особенных нейронных сетей, которые находятся в конкретных структурах мозга.