Шпаргалка по "Юридичекой психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по дисциалине "Юридической психологии".

Работа содержит 1 файл

Юридическая психология ответы.docx

— 59.53 Кб (Скачать)

1. Предмет юп, ее цели и задачи, место в системе наук.

Предмет – явл.различные явления психики, индивид.-психологич. особенности личности участников различных правоотношений в сфере правоприменительной деятельности , соц.-псих. закономерности этой деят-ти, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.Задачи:1. Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя, психологических особенностей юр. процедуры и профилактики правонарушений.2. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей ЮП методик и методов, разработанных в др.науках, в том числе и в отраслевых психологических. 3. Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.4. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «ЮП» и связанных с нею спецкурсов.5. Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т. д.ЮП связана с медициной, педагогикой, социологией и другими науками, в сферу исследований которых входит человек. Развитие этих связей, формирование промежуточных отраслей научного знания, выработка их понятийного и категориального аппарата на базе понятий и категорий «материнский наук» происходит не только вне, но и внутри самой психологии, поскольку наука по своему существу едина. 
 
 

2. Методология  юп (принципы, методы и методики).

Специальные  методы: 1) м составления психол. портрета преступника; 2) м психол. анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам; 3) м судебно-психол. экспертизы; 4) "следственный" или "розыскной" гипноз; 5) м выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др. К методам юп относятся следующие: м структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи этого метода изучается личность преступника. М структурно-генетического анализа —на исследование возникновения и развития изучаемого объекта; М естественного эксперимента —на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, кот. воспринимается им как подлинное событие; М беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов; М изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений; биографический М — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих док-тов исследуется личность; М обобщения независимых хар-тик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других хар-к личности; М изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании соц-но-психол-го явл-я на одном конкретном объекте. Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений. Он требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют М объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты играют вспомогательную роль. Пр. развития. Из этого пр. следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Пр. системности. Внедрение в психологию этого пр. (Анохин, Ломов) привело исследователей к пониманию психики чела не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Пр. законности означает, что в проц. расследования и рассмотрения дела в суде необходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством и закрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексах. Пр. равенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданского общества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъекта независимо от его общественного и имущественного положения. Пр. презумпции невиновности  озн. недопустимость предубежденного и необъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подхода к принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право на защиту. Пр. справедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела участники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в соответствии с характером совершенного деяния. Пр. гуманности требует уважения к личности в процессе судебно-психологических расследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого достоинства субъекта. 
 
 
 
 

11. Типы криминогенных  личностей (типы преступных личностей).

Классиф. прест.м.б. построена по разл. основаниям, среди которых следует выделить 2 большие группы признаков:-социологических (социально-демографических) и-правовых.1- пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, место жительства и др.2- характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку и др..Отдельную гр сост признаки, характ состояние здоровья прест. Среди основной массы преступников по мотивационным критериям можно выделить: корыстный, престижный,насильственный и сексуальный типы. Выделяются группы, кот-м свойственны:-негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д.; -корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;-индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям; -легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях. Типы преступников и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:-особо опасные преступники (активные антисоциальные) - многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; -десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица, выпавшие из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки, тунеядцы. -неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного; - ситуативные преступники - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях.К числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр. Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, кот-м присущи черты иных типов. 
 
 

36. Психология  подозреваемого, обвиняемого.

При изучении психологии обвиняемых изучается их поведение, а не их личностная позиция, взгляды, отношение к различным сторонам действительности.1.Анализ следов преступления-Изучению и анализу подлежат способ, место и время совершения преступления.2.Наблюдение-Проводится во время допросов, очных ставок и других следственных действий с участием обвиняемогоа).Внешний облик. Выражение лица, мимика б) Поведение (действия). По содержанию все действия обвиняемого, являются способствующими или препятствующими установлению истины по уголовному делу, иные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности. в)Высказывания (речевое поведение).3. Метод обобщения независимых характеристик-Заключается в собирании сведений о психологии обвиняемого со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства обвиняемого.4. Изучение жизненного пути- заключается в систематизированном сборе сведений биографического хар-ра и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий; фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств.5. Использование специальных познаний для изучения психологии обвиняемыха) Судебно-психологическая экспертизаб) Участие специалиста-психологаДля оказания помощи следователю в изучении психологии обвиняемого к участию в расследовании может быть привлечен специалист-психолог. В соответствии со ст. 133' УПК РСФСР специалист обязан, в частности, «обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств». 

37. Психология  сведетеля, потерпевшего.

В соответствии со ст.53 УПК РФ, потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный ущерб. Т.е.потерпевший по уголовному делу - лицо, заинтересованное в его исходе. В конфликтных ситуациях, связанных с преступлением, сужается его сознание и ограничиваются его адаптивные возможности. В его памяти зачастую могут запомниться более четко действия обвиняемого на стадии подготовки к преступлению и т.п. Именно поэтому следователь должен учитывать психическое состояние потерпевшего в зависимости от характера преступления. Часто потерпевший участвует во многих следственных действиях (опознание, очная ставка, следственный эксперимент), что приводит к нарушению его социальной адаптированности. Следователь должен четко улавливать настроение потерпевшего, с тем чтобы получить от него правдивые и объективные показания. Свидетель не имеет интереса в исходе дела, его показания носят оценочный характер и зависят от его психологического и интеллектуального развития, от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятии, содержания деятельности воспринимающего, его установок1.начальный период-соприкосновение свидетеля с каким-то явлением2. (аналитический) период, лица, понявшие ситуацию, идут дедуктивным путем, отыскивая детали, подтверждающие правильность вывода. Не понявшие идут к раскрытию содержания как бы индуктивно, производя поиски деталей, опираясь на которые можно понять общее. 3. синтетический период, фантазия восполняет отсутствующие детали. формирует образы и понятия. Ошибки формирования воспр. Оптические. слуховые и др.; неверные оценки размеров, расстояний, количества, неправильные суждения о соотношении, последовательности и других связях между предметами и явлениями, а так же испуг; при восполнении пробелов из-за "подмены действительного обычным".Свидетели, непроизвольно запомнившие факты. Непроизвольное запоминание не обязательно должно быть неполно и неточно .Наилучшие условия для такого запомин.: участие свидетеля в событии, выполнении им определенных действий с теми или иными лицами, предметами или документами, особенно влияют эмоции свидетеля. 
 

18. Стресс и  фрустрация.

Фрустрация - разрушение планов)- психологическое состояние личности, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Различают: - фрустратор - причину, вызывающую фрустрацию;  
- фрустрационную ситуацию; и - фрустрационную реакцию. Ф. возникает при отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере ф. подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не подготовленные к невзгодам, трудностям, с недоразвитыми волевыми чертами хар-ра. В состоянии ф. чел-к испытывает сильное нервно-психическое потрясение. Оно выражается как: досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание.Особенности протекания ф. зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Ф. может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то раздражительность, досада, озлобленность могут вылиться на  невинных людях, друзьях, членах семьи.Стресс –состояние психической напряженности, обусловленное приспособлением, перестройкой психики чел-ка, его организма, к сложным меняющимся условиям его жизнедеятельности.англ.Stress - напряжениеСтадии с. - -1- стадия тревоги - мобилизация защитных сил; -2- стадия резистентности - приспособление к трудной ситуации; -3- стадия истощения, которое при сильном и длительном стрессе может привести к болезни и смерти.Признаки с.1. Чувство, что вам ничего не удается. 2. Чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку. 3. Плохое пищеварение. 4. Плохой аппетит. 5. Бессоница по ночам. 6. Кратковременное головокружение и учащенное сердцебиение. 7. Усталость и недостаток энергии. 8. Чувство безнадежности. 9. Раздражительность. 10. Напряженность11. Трудности в принятии решений. 12. Нежелание встречать с новыми людьми и осваивать новый опыт. 13. Потеря интереса 14. Тенденция отмахиваться от проблем или решать их поверхностно. 15. Неспособность адекватно воспринимать критику. 16. Отвращение к себе.
 

17. Аффект и  его криминогенное значение.

В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 104, 110 УК РФ, поводом возникновения аффекта, названы противозаконное насилие, тяжкое оскорбление и иное противоправное поведение потерпевшего Оскорбление - умышленное унижение чести и достоинства личности в неприличной форме (ст. 131 УК).Обязательным условием признания насилия и тяжкого оскорбления признаками составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 104 и 110 УК, является требование, чтобы они были противоправными. Поводом возникновения аффекта в законе названо противозаконное действие потерпевшего: кража, грабеж, клевета, понуждение женщины к вступлению в половую связь, повреждение и уничтожение имуществаАффект может быть вызван и неосторожным преступлением. Поводом возникновения аффекта могут быть и действия, связанные с нарушением административного (мелкое хулиганство), гражданского (злостное невозвращение долга), трудового законодательства. Относительно иных противоправных действий в законе высказано требование, чтобы они были направлены на близких виновного, т.е. на родителей, детей, сестер, бабушек и дедушек, жену, ее родителей, друзей. Однако суды признают поводом возникновения аффекта противоправные действия и в отношении незнакомых, а их ответную реакцию квалифицируют по ст. ст. 104, 110 УК. Суды иногда квалифицируют по ст. ст. 104, 110 УК преступления, где аффект был вызван общественно опасными действиями невменяемых, а так же преступления, совершенные в состоянии аффекта, вызванного аморальным поведением, например супружеской изменой или личными неприязненными отношениями. 
 

41. Этапы преступного  поведении, процесс формирования мотива.

Факторы формирования противоправного поведения: 1. Индивидуальный. 2. Психолого-педагогический. 3. Социально-психологический. 4. Личностный. 5. Социальный, социально-экономический. Два этапа формир-я мотивов.I этап — мотивационный.А) формирование активного потребностного состояния.Б) мотив противоправного поведения.В) прогнозирование.Г) принятие решения.II этап — реализации решения: А)совершаются противоправные действия .Б)наступает преступный результат. Кот. может  не совпадать намеченной целью.(цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов; цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат превзошел ранее поставленную цель). Потребность уйти от наказания порождает страх перед наказанием. Он является «мотиватором» всей последующей, в т.ч. противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих в связи с совершенным преступлением целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, и т.д.Безмотивные умышленные преступления:1.преступления, внешне отличающиеся своей бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. 2.преступления насильственного характера, возникающие по механизму «смещения» агрессивности в состоянии фрустрации.Неосторожное совершение преступления связывается с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ). 
 
 
 

29. Психологические  особенности обыска.

Процессуальный  порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его  проведения регламентированы ст. 182,184 УПК. В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены. С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске. На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации. Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места. Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам: -демонстрирует мнимое сотрудничество; -умышленно отвлекает внимание следователя; -дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана; -провокации в адрес следователя, угрозы. Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя. Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно. Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка. Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка. Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину. Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого: -метод беседы-вопросы перед обыском; -метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию; -метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев). 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Юридичекой психологии"