Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:28, статья
Страх в жизни ребенка – явление абсолютно нормальное или, говоря языком психологов, нормативное. Страхи детей разнообразны на разных этапах возрастного развития, играют непосредственную роль в становлении эмоциональной сферы и необходимы для того, чтобы ребенок осознал определенные социальные нормы. С приходом ребенка в школу многое меняется в его жизни: режим дня, пространство и окружение, а центральной фигурой становится педагог – новый чужой взрослый, возможно непохожий на родителя, который является источником новых требований и оценок.
Школьные страхи
Страх в жизни ребенка – явление абсолютно нормальное или, говоря языком психологов, нормативное. Страхи детей разнообразны на разных этапах возрастного развития, играют непосредственную роль в становлении эмоциональной сферы и необходимы для того, чтобы ребенок осознал определенные социальные нормы. С приходом ребенка в школу многое меняется в его жизни: режим дня, пространство и окружение, а центральной фигурой становится педагог – новый чужой взрослый, возможно непохожий на родителя, который является источником новых требований и оценок. И каждый ребенок в зависимости от сформированности адаптивных механизмов, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня развития познавательной сферы переживает эти изменения по-своему. Кому-то достаточно полугода, чтобы адаптироваться к школе, кто-то при общей комфортности обучения испытывает отдельные ситуативные страхи, у некоторых детей школьный страх может приобрести патологическую форму.
Все школьные страхи можно разделить на несколько групп:
Родитель должен заметить страх ребенка, ни в коем случае не игнорировать его, обсудить его причину, рассмотреть его вместе с ребенком в деталях. Важно дать понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме, рассказать о том, как сам родитель (или родственник, знакомый, даже некий выдуманный персонаж) решали эту проблему. Неплохо бы найти аналогичный пример в литературе, кино. Обязательно нужно обговорить проблему с учителем, поискать в нем союзника.
Для того, чтобы избежать появления этих страхов, ребенка необходимо заранее познакомить со школьной жизнью, рассказать о своих школьных воспоминаниях. А главное - убедить ребенка в том, что, даже если он с чем-то не справится, это еще не будет означать «конца света», что ученик для того и приходит в школу, чтобы НАУЧИТЬСЯ, в том числе и этому….
Эти
страхи часто связаны с
Также, анализируя причины школьных страхов, нельзя забывать и о ряде других возможных причин их возникновения:
1.Гиперопека (чрезмерная опека своего ребенка со стороны родителей/ бабушек, дедушек). Гиперопека делает человека не приспособленным к обстоятельствам внешнего мира. Такие дети не привыкли к сложным ситуациями, так как их родители все делали за них. И это самая мощная ошибка в воспитании. Необходимо воспитывать в своем ребенке зрелую, самостоятельную личность и давать ему больше свободы и доверия. В этом смысле дети, не посещающие детский сад до школы, оказываются более уязвимы в школе.
2.Недовольство ребенком и критика.
Если в семье ребенок сталкивается с недовольством, обвинениями или постоянной критикой, то его самооценка падает и появляются страхи. Вначале перед родителями, затем перед школой. Такой ребенок, и придя во взрослую жизнь, будет всего бояться, так как родители заложили в его подсознание роль неудачника. И он поверил в эту роль, вошел в нее и потерял веру в себя. Именно родитель должен принять своего ребенка таким, какой он есть. Чтобы ребенок чего-то добился в жизни, его необходимо любить и поддерживать в нем чувство собственного достоинства и уверенность.
3. Проблемы в отношениях с одноклассниками.
Часто дети бояться ходить в школу из-за плохих отношений с одноклассниками. Они не могут найти с ними общий язык, их не понимают. А еще хуже – обижают. А ребенок – это ранимый маленький человечек, и естественно, что он начинает испытывать страх перед школой. Никто не хочет сталкиваться с болью и насмешками. И в этой ситуации нужно помочь ребенку, поддержать его. Нужно формировать в нем высокую самооценку, уверенность и коммуникативные навыки.
В любом случае, сталкиваясь с проблемой школьных страхов, родитель должен знать, что он и его ребенок не одиноки, своими переживаниями они обязательно должны поделиться с педагогами и школьным психологом, потому что эту проблему возможно более эффективно разрешить только в том контексте, в котором она возникла: в школе, в классе, во взаимоотношениях.