Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:46, доклад
С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих паук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Школа поведенческих наук
С
начала 50-х гг. школа человеческих
отношений трансформиро¬валась в школу
«поведенческих наук», или «бихевиористскую»,
главным постулатом которой являются
не методы налаживания межличностных
отношений, а повышение эффективности
отдельного работника и организации в
целом на основе поведенческих паук. Новый
подход стремился в большей степени оказать
помощь работ¬нику в осознании своих собственных
возможностей на основе при¬менения концепций
поведенческих наук к построению и управле¬нию
организацией. В самых общих чертах основной
целью этой школы было повышение эффективности
организации за счет повы¬шения эффективности
ее человеческих ресурсов. Этот подход
от¬стаивал «единственный наилучший путь»
решения управленческих проблем. Его главный
постулат, как уже сказано выше, состоял
в том, что правильное применение науки
о поведении всегда будет способствовать
повышению эффективности как отдельного
работни¬ка, так и организации в целом.
Однако такие приемы, как измене¬ние содержания
работы и участие работника в управлении
органи¬зацией оказываются эффективными
только для некоторых работни¬ков и в
некоторых ситуациях.
Наиболее крупные представители этого
направления — Лайкерт, МакГрегор, Маслоу
— изучали различные аспекты социального
взаи¬модействия, мотивации, характера
власти, авторитета, организацион¬ной
структуры, коммуникаций в организациях,
лидерства и т. д.
В соответствии с теориями «X» и «У» МакГрегора
существует два типа управления, отражающих
два типа работников или, вернее, два типа
отношения к работникам благодаря тому,
что «в джунглях управленческой теории»
он выделил две хорошо узнаваемые и прин¬ципиально
различные модели в американском менеджменте:
теорию «X» и теорию «У». Первую модель
ом идентифицировал с положе¬ниями классической
школы, вторую — с положениями школы челове¬ческих
отношений. Основные различия указанных
моделей видел:
• во взглядах на природу человека, выступающего
объектом управления: в первом случае
— пассивное, ленивое, нетворческое существо;
во втором — активное, заинтересованное,
стремящееся к ответ¬ственности и творческое
существо;
• в представлениях о способах и методах
управления: в первом случае — жесткое
разделение труда, программирова¬ние
деятельности, усиленный внешний контроль
со стороны управ¬ляющих и иерархия; во
втором — насыщение исполнительной деятельности
интел¬лектуальными функциями, акцент
на самоорганизацию, самокон¬троль и стимулирование
мотивации, привлечение работников к под¬готовке
решений.
Первую концепцию МакГрегор рассматривал
как ненаучную и несоответствующую природе
человека, а вторую — как научно обос¬нованную.
Лайкерт в своей концепции организации
базировался на положе¬ниях школы человеческих
отношений. Он рассматривал управление
организацией как взаимосвязанный и ситуационный
процесс, при котором лидер должен приспосабливаться
к ситуации и особенно¬стям поведения
людей, которыми управляет. Способность
к понима¬нию специфики поведения подчиненных
считал важнейшим качест¬вом менеджера.
Лайкерт предложил четыре модели управления
организацией («X1», «Х2», «У1», «У2»), различающиеся
по способу контроля, сте¬пени концентрации
власти, распределению ответственности
и дистанцированности руководителя от
подчиненных. Каждую модель рассматривал
как адекватную конкретной ситуации, в
которой дей¬ствует организация. Он разработал
оригинальную бихевиористско-кибернетическую
теорию, в которой определил три типа пере¬менных,
влияющих на эффективность организации:
• причинные (структура, стратегия, социальная
политика, про¬фессиональный и квалификационный
состав работников);
• промежуточные (характеристики работников
— их навыки, от¬ношение к труду, отношения
с руководством, практикуемые способы
принятия решений и стимулирования мотивации);
• результирующие, т. е. зависимые (производительность
труда, прибыль, качество услуг).
Модель эффективного управления Лайкерт
представил как воз¬действие стимулов
(первый тип переменных) на ресурсы (второй
тип) с получением эффекта (третий тип)
на выходе. Он указал на то, что неэффективность
организации часто связана с попыткой
ме¬неджеров воздействовать па промежуточные
переменные вместо причинных.
Большой вклад в развитие бихевиористского
направления в тео¬рии организации и менеджмента
внес Маслоу, разработавший тео¬рию потребностей,
известную как «пирамида потребностей».
В соответствии с этой теорией у человека
имеется сложная структура иерархически
расположенных потребностей, и менеджер
должен выявлять эти потребности и использовать
соответствующие методы мотивации. Маслоу
разделял эти потребности на базисные
(потребность в пище, безопасность, позитивная
самооценка и др.) и производные (потребность
в справедливости, благополучии, порядке
и единстве социальной жизни). По его мнению,
базисные потребно¬сти человека постоянны,
а производные — изменяются. Ценность
производных потребностей одинакова,
поэтому они не имеют иерар¬хии. Базисные
потребности, напротив, располагаются
согласно прин¬ципу иерархии в восходящем
порядке от «низших» (материальных) до
«высших» (духовных). Базисные потребности
представляют со¬бой мотивационные переменные,
которые филогенетически, т. е. по мере
взросления человека, и онтогенетически,
т. е. по мере их реа¬лизации в качестве
необходимых условий социального бытия
инди¬вида, следуют друг за другом.
Необходимо заметить, что поведенческий
подход к теории орга¬низации связан с
понятием «организационного поведения».
Хотя проблематика организационного поведения
пронизывает весь период существования
управленческих паук (начиная с Тейлора
и Вебера), выделение организационного
поведения в отдельную область иссле¬дований
произошло лишь в 50-60 гг. прошлого века
в связи с не обходимостыо переноса акцента
с системы организационных стиму¬лов
на личность или группу как носителей
поведения определенно¬го типа.
Организационное поведение — понятие,
широко используемое в современных психологических,
социологических и экономических концепциях
организации и управления. Оно введено
в связи с необ¬ходимостью обозначения
разнообразных поведенческих реакций
лич¬ности или группы на организационные
воздействия (стимулы, роле¬вые и административные
требования, предписания и санкции), а
также в связи с вариативностью типов
этих реакций. Возникнове¬ние и широкое
использование термина организационного
поведения, а также формирование теории
организационного поведения как осо¬бого
научного направления связаны с осознанием
представителями управленческих наук
того, что:
• поведенческие реакции на однородные
внешние воздействия разнообразны;
• поведение людей в организации и вне
ее различно;
• поведенческие реакции одного человека
(группы, организации) различны в разные
периоды и в разных ситуациях.
В современной организационной теории
изучаются самые разно¬образные типы
организационного поведения, а также механизмы,
их обеспечивающие:
• по степени осознанности человеческого
поведения различают целерационалыюе
(осознанное) и неосознанное;
• по целям: направленное на решение индивидуальных,
группо¬вых, общеорганизационных целей;
• по типу субъекта—носителя: индивидуальное,
групповое, роле¬вое и организационное;
• по типу воздействия на субъекта—носителя:
реактивное (реакция на соответствующие
санкции со стороны лидера, группы, организации);
конформное или подобное (воспроизведение
поведения лиде¬ра, группы); ролевое (ответ
на безличные требования должностных
и про¬фессиональных предписаний);
• по последствиям реализации данного
типа поведения для групп (социальной
системы): конструктивное (ориентированное
на укрепление единства или повышение
эффективности деятельности группы, социальной
систе¬мы); деструктивное (ведущее к дезинтеграции
и снижению эффек¬тивности деятельности
группы, организации);
• по форме протекания: кооперированное
(ориентированное на поддержание сотрудни¬чества);
конфликтное.
Не менее разнообразны и версии вариативности
организационно¬го поведения. Механизмы
и способы объяснений различных типов
организационного поведения во многом
обусловливаются разнообра¬зием подходов
к организационному поведению в психологических,
социологических и других поведенческих
науках. Кроме того, в тео¬рии организационного
поведения ощутимо влияние межпредметных
методологий (системный, ситуационный
подходы), а также разрабо¬ток ряда управленцев-практиков.