Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:32, доклад
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические аспекты
сенсорного воспитания
Сенсорное развитие (от лат. sensus –
чувство, ощущение) предполагает формирование
у ребенка процессов восприятия и представлений
о предметах, объектах и явлениях окружающего
мира. Человек рождается на свет с готовыми
к функционированию органами чувств. Но
это лишь предпосылки для восприятия окружающей
действительности. Полноценное сенсорное
развитие осуществляется только в процессе
сенсорного воспитания, когда у детей
целенаправленно формируются эталонные
представления о цвете, форме, величине,
о признаках и свойствах различных предметов
и материалов, их положении в пространстве
и др., развиваются все виды восприятия,
тем самым закладывается основа для развития
умственной деятельности.
Сенсорное воспитание
создает необходимые
Сенсорное воспитание в период раннего детства -- основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Сенсорные эталоны - это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях
Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5 - 5 месяцев)
Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев)
Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.
Первый год жизни.
К
2,5--3 месяцам дети бодрствуют гораздо
дольше, чем в предшествующий возрастной
период. Длительность каждого периода
бодрствования достигает
Второй год жизни.
Манипулируя
предметами, дети второго года жизни
продолжают знакомиться с разнообразными
свойствами: величиной, формой, цветом.
В большинстве случаев
Третий год жизни.
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.
Основные задачи
сенсорного воспитания от рождения до
4 лет.
1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями.
Следует создать для малыша условия, чтобы
он мог следить за движущимися игрушками,
хватать предметы разной формы и величины.
2-3 год жизни: дети должны научиться выделять,
цвет, форму и величину как особые признаки
предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы
и об отношении между двумя предметами
по величине.
4 год жизни: У детей формируют сенсорные
эталоны: устойчивые, закрепленные в речи
представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между
несколькими предметами. Позднее следует
знакомить их с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями
по величине, возникающих между элементами
ряда, состоящего из большего количества
предметов.
Сенсорное воспитание даёт ребёнку:
1.
Является основой для
2. Развивает наблюдательность.
3 Готовит к реальной жизни .
4.
Влияет на эстетическое
5. Является основой для развития воображения.
6. Развивает внимание.
7.
Даёт возможность овладеть
8.
Влияет на расширение
9. Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.