Сенсорное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:32, доклад

Описание работы

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Сенсорика.docx

— 16.74 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ  СЕНСОРНОГО  ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Психолого-педагогические аспекты  сенсорного воспитания 
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки  для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для  возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание в период раннего детства -- основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

 

Задачи сенсорного воспитания детей  раннего возраста

1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

На первом году жизни основная задача состоит  в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних  впечатлений, развитии внимания к свойствам  предметов.

На втором-третьем  году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок  раннего возраста еще не готов  к усвоению сенсорных эталонов, у  него начинают накапливаться представления  о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы  эти представления были достаточно разнообразными.

Сенсорные эталоны - это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях

Схватывание предметов  прямоугольной и треугольной  формы (организуется с 4,5 - 5 месяцев)

Знакомство с величиной  предметов (организуется с 10 месяцев)

Ребенок первых месяцев жизни гораздо  восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные  нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную  последовательность. Более старшие  дети будут усваивать задания  в более сжатые сроки.

Первый год жизни.

К 2,5--3 месяцам дети бодрствуют гораздо  дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода  бодрствования достигает полутора, а к 5--6 месяцам двух часов.

Второй год жизни.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни  продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально  ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.

 

 

Третий год жизни.

Для детей третьего года жизни предусмотрены  задания, в процессе выполнения которых  закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко  и группировка, и соотнесение  входят в одну игру-занятие.

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет. 
1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины. 
2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. 
4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

 

Сенсорное воспитание даёт ребёнку:

1. Является основой для интеллектуального  развития.

2. Развивает наблюдательность.

3 Готовит к реальной жизни .

4. Влияет на эстетическое чувство.

5. Является основой для развития  воображения.

6. Развивает внимание.

7. Даёт возможность овладеть новыми  способами предметно-позновательной деятельности.

8. Влияет на расширение словарного  запаса ребёнка.

9. Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других видов  памяти.


Информация о работе Сенсорное воспитание