Семья: типичные ошибки родителей в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.
Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, использует те знания и опыт, которые были получены им в детстве, у каждого есть собственные представления о том, как воспитывать и как должен выглядеть их ребенок в будущем.

Работа содержит 1 файл

семья, типичные ошибки родителей в воспитании детей.docx

— 17.28 Кб (Скачать)

Семья: типичные ошибки родителей в воспитании детей

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или  иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь  детей.

Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, использует те знания и опыт, которые были получены им в детстве, у каждого есть собственные  представления о том, как воспитывать  и как должен выглядеть их ребенок  в будущем.

Однако, следует помнить, что нарушение родительского отношения к ребенку может привести к серьезнейшим дефектам в его личности (склонности к жестокости, несамостоятельности, замкнутости, неуверенности в себе и т.д.) В худшем случае неправильное отношение к ребенку может подтолкнуть его к суициду (добровольному уходу из жизни).

А сейчас рассмотрим основные ошибки, допускаемые  родителями в воспитании детей. 

1. Наиболее часто  встречающийся тип неправильного  семейного воспитания – гиперопека. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Родители, по сути, не воспитывают детей, а прислуживают им. Типичные высказывания таких родителей: “Все, что я делаю, я делаю ради моего сына/дочери”; “Мой сын/дочь для меня самое главное в жизни”; “Ради моего сына/дочери мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться”; “Я все время думаю о моем сыне/дочери, о его делах, здоровье и т.д.” В итоге у ребенка прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа. Появляется неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности, страх перед любыми жизненными трудностями. Такие дети вырастают капризными, несамостоятельными людьми, которые в реальной жизни терпят неудачи и поражения, не могут мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях. 

2. К негативному  результату в развитии личности  ребенка приведет и другая  педагогическая позиция родителей,  противоположная гиперопеке – строгая до жестокости власть над детьми – авторитаризм, физическое и психическое насилие. Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной строгостью и требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение, наказания — вот главные средства   этого   стиля.   У   детей   он   вызывает   чувство   страха, незащищенности. Если ребенок приходит домой с пятеркой его не хвалят, а читают мораль о том, к чему надо стремиться в жизни. Если же он приносит четверки, его наказывают. Возможны постоянная ирония, высмеивания. Дети в таких семьях не чувствуют себя в эмоциональной безопасности. У них возникает недоверие к людям , стремление избежать  общения. Такие дети вырастают грубым, лживым, лицемерным, безвольным, трусливым, ленивым, озлобленным и мстительным. 

3. Не менее пагубным  для формирования личности ребенка  является эмоционально- безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку, получила название попустительство. Причинами такой позиции родителей может быть их чрезмерная занятость собственными делами и проблемами, безразличие и нелюбовь к детям, а также стремление избежать гиперопеки и с ранних лет приучить ребенка к самостоятельности. Часто у таких родителей до детей “не доходят руки”. Они говорят: “У меня не хватает времени позаниматься с сыном/дочерью - пообщаться, поиграть”, “Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание”;  “Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось”. 

В результате - ребенок  испытывает одиночество и беспомощность  в преодолении жизненных трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке  родителей, легко бы справился. При  недостатке родительского тепла  и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей, может замедлиться  их психическое развитие. Эти дети в подростковом периоде могут  забросить учебу и попасть  в неблагополучную компанию. 

4. Существуют также  семьи с непрогнозируемыми эмоциональными  реакциями. В таких семьях родители  склонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей в следующий момент. За одно и тоже ребенок может быть и обласканным и наказанным.

Дети чувствуют  себя неуверенно, у них отсутствует  чувство уверенности в родительской любви. В будущем такие люди оказываются нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены  в прочности дружбы, брака и т.д. 

5. Бывает, что ребенка  в семье воспринимают как «маленького неудачника». Его не принимают таким, какой он есть, считают, что сын или дочь  не оправдывают определенных надежд, которые были у родителей, когда они родились (относительно внешности, умственных и других способностей и пр.) Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и не умелость, видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. В таких семьях дети также вырастают неуверенными в себе, с заниженной самооценкой, несамостоятельными и замкнутыми. 

Итак, мы рассмотрели  пять основных ошибок, допускаемых  родителями в воспитании детей.            Проблемы семейного воспитания могут  быть обусловлены и целым рядом  других причин, что лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка  в семье и как важно по возможности  избежать подстерегающих в этом деле ошибок.

Информация о работе Семья: типичные ошибки родителей в воспитании детей