Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Работа содержит 1 файл

Семья как социальный институт.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

Семья как социальный институт

Специфика социологического изучения семьи заключается  в том, что семья рассматривается  как особый социальный институт, выполняющий  одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и  осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент  социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой  регулируется и направляется господствующими  в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный  институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической  литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым  термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между  мужем и женой как гражданами государства. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

§          упорядочивает и санкционирует  их новую жизнь и

§          устанавливает их супружеские и  родительские права и обязанности

Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Основные  формы брака

Эндогамный  брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах.

В Древней  Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала  браки между представителями  различных каст. Многие элементы эндогамного  брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия.   Второй тип брака, также широко распространенный в истории  человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных  партнеров за пределами своей общности.     

Другим  критерием типологии браков и супружества может служитьчисленность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.   

По данным американского культур-антрополога  Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.

Возможны  и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и  власти выделяют такие типы семей, как  патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

Информация о работе Семья как социальный институт