Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологической характеристики семьи как малой социальной группы.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- дать характеристику понятия и видов малых групп;
- дать характеристику понятия семьи;
- рассмотреть социально-психологическую характеристику семьи;
- провести исследование.
Объект исследования – малые социальные группы.
Предметом исследования социально-психологическая характеристика семьи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Малая группа и семья
1.1. Понятие малой группы ……………………………………………5
1.2. Виды малых групп………………………………………………...6
1.3. Семья как малая группа…………………………………………...9
ГЛАВА 2. Социально-психологическая характеристика семьи
2.1. Понятие семьи и её функции…………………………………….13
2.2. Стадии развития семьи, кризисы……………………………......17
2.3. Классификации семьи……………………………………………21
2.4. Пути укрепления семьи………………………………………….29
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование удовлетворенности браком
3.1. Программа и методы исследования…………………………….37
3.2. Описание выборки и методов диагностики …………………..38
3.3. Ход экспериментального исследования………………………..42
3.4.Обработка и описание результатов……………………………...45
3.5.Выводы……………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
качестве обобщенных категорий наблюдения
для экспресс-диагностики
Следя за поведением интересующего вас человека и фиксируя частоту указанных категорий в его поведении, можно таким образом определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения и анализа.
Для варианта психогеометрического теста в форме опросника используется следующая инструкция: «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Фигура, которую обследуемый поставил на 1-е место или по которой наблюдатель выделил больше элементов поведения, - это основная фигура (или субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.
В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.
Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.
3. Проективный тест - «рисунок несуществующего животного» (РНЖ) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.
В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с метафорами речи.
В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения) буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы - «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» - повышенная заинтересованность в информации о себе и др.
Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого понимания межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в семье.
Согласно
инструкции теста РНЖ, испытуемому
предлагается нарисовать несуществующее
животное и назвать его несуществующим
именем. Для проведения теста необходим
карандаш средней твердости, стандартный
лист белой бумаги, расположенный вертикально.
2.3. Ход
экспериментального исследования
Супружеская пара №1. Наталья и Александр
1-я встреча – 01.04.08, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 02.04.08, время - 18.30-19.30: обсуждение результатов теста0опросника удовлетворенности браком; проведение психогеометрического теста.
3-я встреча - 03.04.08, время - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов психогеометрического теста; проведение теста РНЖ.
4-я встреча - 04.04.08, время - 17.00.-19.00: обсуждение результатов тестирования по всем проведенным тестам; рекомендации по устранению моментов, мешающих достичь более глубокого понимания.
Все встречи проходили совместно с обоими супругами, в атмосфере доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.
Супружеская пара №2. Светлана и Захар
1-я встреча – 05.04.08, время - 18.00-19.30: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча -06.04.08, время - 18.00-19.30: обсуждение результатов теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.
3-я встреча -07.04.08, время - 12.00-14.00: обсуждение результатов всех проведенных тестов; консультация по выявленным проблемным зонам; формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.
Супружеская пара №3. Юлия и Александр
1-я встреча - 08.04.08, время - 19.00.-20.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.
2-я встреча - 09.04.08, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных тестов.
3-я встреча - 10.04.08, время - 19.30-21.00: совместная консультация супругов. Рекомендации по восстановлению здорового психоэмоционального климата в супружеских отношениях.
Супружеская пара №4. Виктория и Василий
1-я встреча - 11.04.08, время - 19.00-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тестов психигеометрического и РНЖ Тестирование супругов проводилось совместно.
2-я встреча - 12.04.08, время - 17.30-19.00. обсуждение результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как фактору, препятствующему пониманию супругов.
3-я
встреча - 13.04.08, время - 12.00-14.00: совместное
консультирование рекомендации по выявленным
проблемных зонам.
Супружеская пара №5. Гюльнара и Илья
1-я встреча -14.04.08, время - 18.30-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.
2-я встреча -15.04.08, время - 11.00-14.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.
3-я встреча - 16.04.08, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов проведенных тестов.
Супружеская пара №6. Светлана и Александр.
1-я встреча -17.04.08, время -16.30-18.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.
2-я встреча -18.04.08, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.
3-я встреча -19.04.08, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования.
Супружеская пара N7. Галина и Александр
1-я встреча -20.04.08, время - 14.00-18.00. проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.
2-я встреча -21.04.08, время - 10.00-12.00. консультация по результатам проведенных тестов.
3-я встреча - 22.04.08, время - 18.00-20.00. совместное обсуждение выявленных проблемных зон.
Супружеская пара №8. Светлана и Геннадий.
Проводилось совместное тестирование.
1-я встреча - 23.04.08, время - 18.00-20.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча -24.04.08, время - 18.00-20.00: проведение тестов - психогеометрического РНЖ.
3-я
встреча -25.04.08, время - 18.00-20.00: совместное
обсуждение результатов проведенного
тестирования.
Супружеская пара №9. Ирина и Глеб
Проводилось совместное тестирование.
1-я встреча-26.04.08, время - 14.00-15.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча -27.04.08, время - 18.00-20.00: проведение тестов - психогеометрического и РНЖ.
3-я встреча -28.04.08, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования, обсуждение многочисленных проблемных зон в отношениях, во взаимном удовлетворении потребностей супругов.
Супружеская пара №10. Полина и Виктор
Проводилось раздельное тестирование.
1-я встреча -29.04.08, время - 14.00-15.00, проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тесто психогеометрического и РНЖ.
2-я встреча -30.04.08, время - 18.00-20.00, консультация по результатам тестирования.
От
совместной беседы супружеская пара
отказалась.
3.4.
Обработка и описание результатов
Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные требования друг к другу нередко являются основой конфликта при несовпадении этих желаний с действительностью.
После
проведения теста-опросника
В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные (скорее благополучные, абсолютно благополучные). Супруги стабильной группы отмечают полную уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют возможности их распада.
В группу проблемных семей вошли супружеские пары, обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его (переходные, скорее неблагополучные).
В группу нестабильных вошли супруги, принявшие решение о расторжении брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).
Поскольку в данной выборке не выявились значимые различия в социально-демографических характеристиках стабильных и нестабильных семей, можно предположить, что такие характеристики, как продолжительность брака, возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета социально-психологических факторов) не играют определяющей роли в процессе дестабилизации семьи.
Некоторые
отличия характеристик семей проблемной
группы дают возможность предположить,
что их проблемы могут быть вызваны недостаточной
психологической подготовленностью к
браку, выражающейся в переоценке бытовых
затруднений при повышенной требовательности
друг к другу. Перенос сложностей из плана
объективной реальности в план психологический,
на область личных отношений, для некоторых
семей определяет переход от проблемности
к распаду. И, наоборот, взаимопонимание,
поддержка, взаимовыручка в преодолении
объективных сложностей стабилизируют
семью.
3.5. Выводы
Эксперимент с десятью супружескими парами позволил: