Семья как малая социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социально-психологической характеристики семьи как малой социальной группы.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- дать характеристику понятия и видов малых групп;
- дать характеристику понятия семьи;
- рассмотреть социально-психологическую характеристику семьи;
- провести исследование.
Объект исследования – малые социальные группы.
Предметом исследования социально-психологическая характеристика семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Малая группа и семья

1.1. Понятие малой группы ……………………………………………5

1.2. Виды малых групп………………………………………………...6

1.3. Семья как малая группа…………………………………………...9



ГЛАВА 2. Социально-психологическая характеристика семьи

2.1. Понятие семьи и её функции…………………………………….13

2.2. Стадии развития семьи, кризисы……………………………......17

2.3. Классификации семьи……………………………………………21

2.4. Пути укрепления семьи………………………………………….29


ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование удовлетворенности браком


3.1. Программа и методы исследования…………………………….37

3.2. Описание выборки и методов диагностики …………………..38

3.3. Ход экспериментального исследования………………………..42

3.4.Обработка и описание результатов……………………………...45

3.5.Выводы……………………………………………………………47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

семья.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

      В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используется: 1. внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.); психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и т.п.).

      Следя за поведением интересующего вас  человека и фиксируя частоту указанных  категорий в его поведении, можно таким образом определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения и анализа.

      Для варианта психогеометрического теста  в форме опросника используется следующая инструкция: «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

      Фигура, которую обследуемый поставил на 1-е место или по которой наблюдатель  выделил больше элементов поведения, - это основная фигура (или субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.

      В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.

      Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.

      3. Проективный тест - «рисунок несуществующего  животного» (РНЖ) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.   

      В проективном рисовании главным  посредником в познании личности испытуемого является образ его  фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с метафорами речи.

      В самом общем виде процесс интерпретации  состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения) буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы - «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» - повышенная заинтересованность в информации о себе и др.

      Методика  РНЖ в данном случае используется для более глубокого понимания  межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в семье.

      Согласно  инструкции теста РНЖ, испытуемому  предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги, расположенный вертикально.    

    2.3. Ход экспериментального исследования 

      Супружеская пара №1. Наталья и Александр

      1-я  встреча – 01.04.08, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

      2-я  встреча - 02.04.08, время - 18.30-19.30: обсуждение результатов теста0опросника удовлетворенности браком; проведение психогеометрического теста.

      3-я  встреча - 03.04.08, время - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов психогеометрического теста; проведение теста РНЖ.

      4-я  встреча - 04.04.08, время - 17.00.-19.00: обсуждение результатов тестирования по всем проведенным тестам; рекомендации по устранению моментов, мешающих достичь более глубокого понимания.

      Все встречи проходили совместно  с обоими супругами, в атмосфере  доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.

      Супружеская пара №2. Светлана и Захар

      1-я встреча – 05.04.08, время - 18.00-19.30: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

      2-я  встреча -06.04.08, время - 18.00-19.30: обсуждение результатов теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.

      3-я  встреча -07.04.08, время - 12.00-14.00: обсуждение результатов всех проведенных тестов; консультация по выявленным проблемным зонам; формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.

      Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.

      Супружеская пара №3. Юлия и Александр

      1-я  встреча - 08.04.08, время - 19.00.-20.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком,  психогеометрического теста и теста РНЖ.

      2-я  встреча - 09.04.08, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных тестов.

      3-я встреча - 10.04.08, время - 19.30-21.00: совместная консультация супругов. Рекомендации по восстановлению здорового психоэмоционального климата в супружеских отношениях.

      Супружеская пара №4. Виктория и Василий

      1-я  встреча - 11.04.08, время - 19.00-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тестов психигеометрического и РНЖ Тестирование супругов проводилось совместно.

      2-я  встреча - 12.04.08, время - 17.30-19.00. обсуждение результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как фактору, препятствующему пониманию супругов.

      3-я встреча - 13.04.08, время - 12.00-14.00: совместное консультирование рекомендации по выявленным проблемных зонам. 
 

      Супружеская пара №5. Гюльнара и Илья

      1-я  встреча -14.04.08, время - 18.30-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

      2-я  встреча -15.04.08, время - 11.00-14.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.

      3-я  встреча - 16.04.08, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов проведенных тестов.

      Супружеская пара №6. Светлана и Александр.   

      1-я  встреча -17.04.08, время -16.30-18.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

      2-я  встреча -18.04.08, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.

      3-я  встреча -19.04.08, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования.

      Супружеская пара N7. Галина и Александр

      1-я  встреча -20.04.08, время - 14.00-18.00. проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.

      2-я  встреча -21.04.08, время - 10.00-12.00. консультация по результатам проведенных тестов.

      3-я  встреча - 22.04.08, время - 18.00-20.00. совместное обсуждение выявленных проблемных зон.

      Супружеская пара №8. Светлана и Геннадий.

      Проводилось совместное тестирование.

      1-я  встреча - 23.04.08, время - 18.00-20.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

      2-я  встреча -24.04.08, время - 18.00-20.00: проведение тестов - психогеометрического РНЖ.

      3-я  встреча -25.04.08, время - 18.00-20.00: совместное обсуждение результатов проведенного тестирования. 

      Супружеская пара №9. Ирина и Глеб

      Проводилось совместное тестирование.

      1-я  встреча-26.04.08, время - 14.00-15.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

      2-я  встреча -27.04.08, время - 18.00-20.00: проведение тестов - психогеометрического и РНЖ.

      3-я  встреча -28.04.08, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования, обсуждение многочисленных проблемных зон в отношениях, во взаимном удовлетворении потребностей супругов.

      Супружеская пара №10. Полина и Виктор

      Проводилось раздельное тестирование.

      1-я  встреча -29.04.08, время - 14.00-15.00, проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тесто психогеометрического и РНЖ.

      2-я  встреча -30.04.08, время - 18.00-20.00, консультация по результатам тестирования.

      От  совместной беседы супружеская пара отказалась. 

      3.4. Обработка и описание результатов 

     Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные требования друг к другу нередко являются основой конфликта при несовпадении этих желаний с действительностью.

     После проведения теста-опросника удовлетворенности  браком, семьи, принимающие участие в исследовании, разделились на 3 группы (см. диаграмма №1):

     В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные (скорее благополучные, абсолютно благополучные). Супруги стабильной группы отмечают полную уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют возможности их распада.

     В группу проблемных семей вошли супружеские пары, обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его (переходные, скорее неблагополучные).

     В группу нестабильных вошли супруги, принявшие решение о расторжении брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).

     Поскольку в данной выборке не выявились  значимые различия в социально-демографических  характеристиках стабильных и нестабильных семей, можно предположить, что такие характеристики, как продолжительность брака, возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета социально-психологических факторов) не играют определяющей роли в процессе дестабилизации семьи.

     Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на область личных отношений, для некоторых семей определяет переход от проблемности к распаду. И, наоборот, взаимопонимание, поддержка, взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью. 
 
 
 
 
 

       3.5. Выводы 

      Эксперимент с десятью супружескими парами позволил:

    • лично апробировать известные методики (удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста несуществующего животного) в сфере межличностных супружеских отношений;
    • с помощью примененных методик проанализировать основные причины возникновения конфликтных зон в различных сферах жизнедеятельности этих семей;
    • подтвердить рабочую гипотезу о том, что конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов чаще всего возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

Информация о работе Семья как малая социальная группа